Сегодня в Михайловском театре премьера «Евгения Онегина» в постановке Андрея Жолдака. Режиссер поведал «ДП», что смотрел на Пушкина, как если бы он был японским или французским писателем.
Андрий Жолдак
Заслуженный деятель искусств Украины
Окончил режиссёрский факультет ГИТИСа, курс А. Васильева. В режиссёрских работах Жолдака нашло отражение его увлечение кинематографом (Феллини, Бергман, Параджанов, Тарковский) и изобразительным искусством. Поставил множество — главным образом драматических — спектаклей в более чем 30 странах Европы, Азии и Нового Света. С 2004 года живёт и работает в Берлине и ставит спектакли в театрах Германии, России, Румынии, Финляндии, Швеции, Бельгии, Швейцарии и других странах. Автор собственной теории театра, в которой ключевыми являются понятия «квантовый актёр» и «квантовый театр будущего». Проводит лекции и мастер-классы в Великобритании, Голландии, Испании, Германии, Финляндии, Франции, Японии, Бразилии и России. Многие спектакли режиссёра отмечены наградами международных конкурсов.
Среди постановок Андрия Жолдака — опера «Любовный напиток» Г. Доницетти (Польский театр в Познани, 2018), «Росмерсхольм» Г. Ибсена (Венгерский театр в городе Клуж-Напока, 2017), «Солярис» по роману С. Лема (копродукция Венского фестиваля и Македонского национального театра, 2016), опера «Король Кандаулес» А. фон Цемлинского (Фламандский национальный театр, Антверпен, 2016), «По ту стороны занавеса» по пьесе А. П. Чехова «Три сестры» (Александринский театр, 2015), «Zholdak Dreams: похитители чувств» по пьесе К. Гольдони «Слуга двух господ» (БДТ, 2015), «Метаморфозы» по повести «Превращение» Ф. Кафки (Театр Оберхаузена, 2014), «Электра» (Национальный театр Македонии, Скопье, 2014), опера «Мирандолина» Б. Мартину (Государственный театр Гисена, 2014), «Мадам Бовари» по роману Г. Флобера (Театр имени Андрея Миронова, 2013), опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (Михайловский театр, 2012, 2015), «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (Театр Турку, 2012), «Дядя Ваня» А. П. Чехова (театр Klockricke, Хельсинки, 2011), «Мефисто» по роману К. Манна (Театр Упсалы, 2011), «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского (Театр Оберхаузена, 2011), «Москва — Петушки» по поэме В. Ерофеева (театр-фестиваль «Балтийский дом», Санкт-Петербург, 2010), «Анна Каренина» по роману Л. Н. Толстого (Театр Турку, 2010), «Сексус» по роману Г. Миллера (Театр Оберхаузена, 2011), «Жизнь с идиотом» по рассказу В. Ерофеева и «Турандот» К. Гоцци (Театр им. Раду Станка, Сибиу, 2007, 2009), «Войцек» Г. Бюхнера (украино-германская копродукция, 2008), «Ленин Love. Сталин Love» по роману В. Барки «Жёлтый принц» (копродукция Европейского агентства культуры и Черкасского театра имени Т. Г. Шевченко, 2008), «Москва. Психо» (Театр современной пьесы, Москва, 2008), «Кармен. Исход» и «Федра» (Театр наций, Москва, 2006 и 2007), «Эскизы по Стриндбергу» (Люцернский театр оперы и драмы, 2005), «Медея в городе» по текстам Еврипида (Народный театр Берлина, 2005).
Окончил режиссёрский факультет ГИТИСа, курс А. Васильева. В режиссёрских работах Жолдака нашло отражение его увлечение кинематографом (Феллини, Бергман, Параджанов, Тарковский) и изобразительным искусством. Поставил множество — главным образом драматических — спектаклей в более чем 30 странах Европы, Азии и Нового Света. С 2004 года живёт и работает в Берлине и ставит спектакли в театрах Германии, России, Румынии, Финляндии, Швеции, Бельгии, Швейцарии и других странах. Автор собственной теории театра, в которой ключевыми являются понятия «квантовый актёр» и «квантовый театр будущего». Проводит лекции и мастер-классы в Великобритании, Голландии, Испании, Германии, Финляндии, Франции, Японии, Бразилии и России. Многие спектакли режиссёра отмечены наградами международных конкурсов.
Среди постановок Андрия Жолдака — опера «Любовный напиток» Г. Доницетти (Польский театр в Познани, 2018), «Росмерсхольм» Г. Ибсена (Венгерский театр в городе Клуж-Напока, 2017), «Солярис» по роману С. Лема (копродукция Венского фестиваля и Македонского национального театра, 2016), опера «Король Кандаулес» А. фон Цемлинского (Фламандский национальный театр, Антверпен, 2016), «По ту стороны занавеса» по пьесе А. П. Чехова «Три сестры» (Александринский театр, 2015), «Zholdak Dreams: похитители чувств» по пьесе К. Гольдони «Слуга двух господ» (БДТ, 2015), «Метаморфозы» по повести «Превращение» Ф. Кафки (Театр Оберхаузена, 2014), «Электра» (Национальный театр Македонии, Скопье, 2014), опера «Мирандолина» Б. Мартину (Государственный театр Гисена, 2014), «Мадам Бовари» по роману Г. Флобера (Театр имени Андрея Миронова, 2013), опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (Михайловский театр, 2012, 2015), «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (Театр Турку, 2012), «Дядя Ваня» А. П. Чехова (театр Klockricke, Хельсинки, 2011), «Мефисто» по роману К. Манна (Театр Упсалы, 2011), «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского (Театр Оберхаузена, 2011), «Москва — Петушки» по поэме В. Ерофеева (театр-фестиваль «Балтийский дом», Санкт-Петербург, 2010), «Анна Каренина» по роману Л. Н. Толстого (Театр Турку, 2010), «Сексус» по роману Г. Миллера (Театр Оберхаузена, 2011), «Жизнь с идиотом» по рассказу В. Ерофеева и «Турандот» К. Гоцци (Театр им. Раду Станка, Сибиу, 2007, 2009), «Войцек» Г. Бюхнера (украино-германская копродукция, 2008), «Ленин Love. Сталин Love» по роману В. Барки «Жёлтый принц» (копродукция Европейского агентства культуры и Черкасского театра имени Т. Г. Шевченко, 2008), «Москва. Психо» (Театр современной пьесы, Москва, 2008), «Кармен. Исход» и «Федра» (Театр наций, Москва, 2006 и 2007), «Эскизы по Стриндбергу» (Люцернский театр оперы и драмы, 2005), «Медея в городе» по текстам Еврипида (Народный театр Берлина, 2005).
- Премии POSZT в номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая главная роль», «Лучшая сценография» — за спектакль «Росмерсхольм» (Венгрия, 2018)
- Премия Международного театрального фестиваля MESS в номинации «Лучшая роль» (Дарья Ризова за роль Электры в одноименном спектакле; Скопье, 2017)
- Премии Театрального фестиваля им. Войдана Чернодринского в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший македонский спектакль» — за спектакль «Электра» (Прилеп, 2015)
- Премии Фестиваля античной драмы «Стоби» в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший македонский спектакль» — за спектакль «Электра» (Велес, 2015)
- Премия критиков в номинации «Лучший режиссёр» за постановку «Метаморфозы» в Театре Оберхаузена (2015)
- Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Работа режиссёра в опере» — за постановку оперы «Евгений Онегин» (2014)
- Премия «Талия» в номинации «Лучший финский спектакль» — за постановку «Анна Каренина» (2010)
- Орден Украины «За заслуги» III степени (2009)
- Премия ЮНЕСКО в области театрального искусства (2004)
- Звание «Заслуженный деятель искусств Украины» (2004)
- Премия Международного театрального фестиваля в Сибиу в номинации «Лучший режиссёр» (2002)
- Премия UNITER в номинации «Лучший румынский спектакль» — за спектакль «Отелло?!» (2002)
- Премия критиков фестиваля MOT за спектакль «Гамлет. Мечты» (Скопье, 2002)
- Премия Торуньского фестиваля имени Марека Окопинского в номинации «Лучший экспериментальный спектакль» — за спектакль «Чайка» (2002)
- Приз зрительских симпатий на фестивале «Золотой лев» (Львов, 2002)
- Премия критиков фестиваля BITEF за спектакль «Три сестры» (Белград, 2000)
26.10.2012
Явление Онегина
15.10.2012
Андрий Жолдак: «Мой “Онегин” — это будет тест культурному Петербургу: насколько он готов к таким вещам»
Михайловский театр выпускает одну из самых интригующих премьер сезона: режиссёр из Украины Андрий Жолдак, известный авангардными и во многом провокационными драматическими постановками, взялся за «наше всё» — Пушкина и Чайковского. В последнюю неделю октября он представит своё прочтение оперы «Евгений Онегин». Творческий процесс строго засекречен, но «Фонтанке» художник согласился кое-какие свои секреты раскрыть.