Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Толпа как двигатель трагедии

22.07.2014

Толпа как двигатель трагедии

Михайловский театр, собрав урожай «Золотых масок» (три, в том числе за лучший спектакль) за «Евгения Онегина» в постановке Андрия Жолдака, представил очередную интерпретацию оперы Чайковского, ее авторы — режиссер Василий Бархатов, художник Зиновий Марголин и дирижер Василий Петренко.

Маленький домик с застекленной террасой стоит на берегу широкой реки. Резной буфет, немецкое пианино, круглый стол. Пара старых чемоданов — Ларина (Анастасия Виноградова-Заболотская) и няня убирают вещи на зиму, заботливо набивают туфли бумагой, щедро сдабривают шали апельсиновыми корками. Девочки в доме поют романс. Мы уже познакомились с мечтательной Татьяной, она в увертюре гуляет по крутому берегу реки, резвая Ольга, бросив велосипед, кинулась за пианино. Каждая из них взяла что-то от матери. Хотя привычка и заменила счастие, она до сих пор скучает по своему романтическому прошлому, овеянному сентиментальными романами Ричардсона (к неудовольствию няни), это унаследовала старшая; врожденное кокетство и готовность примириться с ситуацией — младшая. Так что Татьяна в этой семье не белая ворона, отнюдь. Против интроверта сестры и мамы бунтует Ольга (Ирина Шишкова), отчаянно восклицая: «Я не способна к грусти томной!!!»

Впрочем, режиссер не останавливается на рассмотрении психологического портрета одной семьи, лирические сцены он пытается превратить в народную драму, почти как у Мусоргского. Два крестьянских хора в первой картине доводят Татьяну (и зрителей тоже) до исступления, она в ужасе закрывает уши руками, зажмуривается — только бы не видеть и не слышать эту животную толпу. Праздник урожая превращается в балаган: и вот уже кто-то бьет копытом. «Баран», «свинья» упорно пытаются пробить головой стекло веранды, а один товарищ справляет малую нужду — прямо на Татьяну. Все-таки в вопросе массовых сцен Бархатов остается верен себе, каждый раз придумывая все более и более безумные выходки, какой спектакль ни возьми. Сюда же — бородатый мсье Трике в женском платье (привет победительнице «Евровидения»), да и женский хор в третьей картине, где Онегину приходится лавировать между барышнями в исподнем.

После этого балагана, правда, довольно странно слышать реплику Татьяны «Как я люблю под звуки песен этих мечтами уноситься...». Более веская роль у хора во втором действии. Народные гулянья на Татьянин день, с игрой в снежки, катанием на санях (под вальс), возведением красивого снеговика, кончаются для одного из героев фатально. Разгоряченная толпа подзуживает Ленского, в запале бросающего обвинения другу, неистово стучит в окна усадьбы, вопит и топает. Так что Онегин из желания защитить обитательниц дома, сжав кулаки, бросает жаждущим крови: «К услугам вашим я! Довольно — выслушал я вас: Безумны вы...» Выстрела здесь, конечно, нет, нет даже пистолетов, ружей, ножей и прочего оружия. Есть заведенная масса, которая бросает одного героя на другого, не дает обратного хода и в конце концов уже готова в гневе затоптать малодушного поэта. Онегин, бросившийся защитить друга, хватает того за пальто, но Ленский теряет равновесие и падает с обрыва...

А вот в следующей картине, где как раз и развить бы с других позиций функцию «толпы» (снобизм высшего света), эта линия вдруг сникает. Не считая того, что Онегин, возвратившийся из дальних странствий, вдруг стал персоной нон грата. Его все узнают и даже приветственно хлопают по плечу — но вот присоединиться к фуршету (главные герои которого, конечно, супруги Гремины) никто не приглашает, он сам туда буквально вламывается. Как и в спектакле Дмитрия Чернякова, Гремин знает о чувствах Татьяны к Онегину. Здесь режиссер, кстати, делает отступление от партитуры (видимо, без этого ставить «Онегина» уже не модно), передавая одному персонажу реплику другого, так что диалог «На Лариной. — Татьяне? — Ты ей знаком?» превращается в монолог «На Лариной, Татьяне. Ты ей знаком!». А знаменитая ария баса из мечтательной превращается в назидательную, где генерал читает сопернику нотацию и словно предупреждает: «Руки прочь!» Впрочем, Гремин благородно дает Татьяне право объясниться (или даже сделать выбор, поскольку уходит она со своим чемоданом), терпеливо курит в сторонке, но когда дело заходит уже слишком далеко, вырывает жену из объятий Онегина и уводит. Надо сказать, что и сцена письма, и сцена объяснения режиссеру удались: там — героиня трепетная и страстная, полная иллюзорных надежд, здесь — полная печали и сострадания. Герой же, кстати, довольно аморфный, и, хотя Василий Бархатов в буклете подчеркивает, что во главе угла постановки — Онегин, рельефа роли он не придумывает, а на поклонах выпускает последней Асмик Григорян, свою музу.

Григорян пела во всех трех премьерных спектаклях — видимо, режиссер никого другого в роли экзальтированной Татьяны не видит. Голос у нее, правда, резковат для русской оперы, но в героизме певице не откажешь: для молодой певицы три Татьяны подряд — предприятие рискованное, третий можно уже и не осилить, но Григорян довольно стабильна. Онегины, как писалось выше, вышли не слишком харизматичными, особенно Владислав Сулимский (который выглядит ровесником Гремина), но у него более мягкий, более теплый голос в сравнении с более простым и прямолинейным (но при этом сочным) баритоном Бориса Пинхасовича. Две приглашенные звезды выступили по-разному. Дмитрий Корчак, дебютировавший в Венской опере с Ленским в одном составе с Нетребко и Хворостовским, влюбил в себя слушателей, так что в кулуарах вспоминали и Лемешева, и Козловского. Справедливости ради отметим, что верхний регистр на форте у него пережат, но вот за роскошное пианиссимо в финале знаменитой арии сердце обозревателя «НГ» — его. А вот Айн Ангер (Гремин) ни в первый вечер, ни в последующие ничем особенным не поразил.

Василий Петренко пытается усилить лирическую ноту, даже в кульминационных фрагментах. Из несомненных его удач — интимные страницы в сцене письма (особенно «Кто — мой ангел ли хранитель?»), здесь же — гимническая кода (в это время на сцене романтично льется дождь), легкий пружинящий вальс в сцене именин, очень тихая, напряженная, с предчувствием развязки, сцена дуэли и, наконец, стремительный, на грани срыва финал.

Марина Гайкович, «Независимая газета»

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.