Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

30.03.2022

Снова сказкой позабавим

Петербургский Михайловский театр показал премьеру этого сезона — балет Родиона Щедрина «Конёк-Горбунок» по знаменитой сказке Петра Ершова. Либретто Василия Вайнонена и Павла Маляревского. Хореография Александра Радунского в редакции Михаила Мессерера. Художник-постановщик — Вячеслав Окунев. Режиссёр мультимедиа и художник по свету — Глеб Фильштинский. Музыкальный руководитель — Павел Сорокин. Дирижёр — Александр Соловьёв.

Родион Щедрин написал балет «Конёк-Горбунок» в 1955 году по заказу Большого театра, ещё будучи студентом последнего курса Московской консерватории. Родион Константинович рассказывал, что, когда он принёс партитуру балета балетмейстеру Василию Вайнонену, тот предложил сыграть её на пианино. «Я ударил по клавишам, — продолжает Щедрин. — Мне хотелось извлечь из инструмента мощь и энергию оркестра». — «Не сломайте мне пианино. Сын на нём занимается», — предостерёг Вайнонен. Пианино сдюжило, а «Конёк-Горбунок» обрёл счастливую сценическую судьбу и ставился в Большом, Кировском — Мариинском и других театрах страны, даря зрителям радость сказки, которая «ложь, да в ней намёк».

На премьере в Большом театре (1960) роль Ивана исполнил Владимир Васильев, Царь-девицы — Римма Карельская, впоследствии танцевавшая в очередь с Майей Плисецкой. Партия Конька была отдана балерине Алле Щербининой, а главную характерную роль — Царя блестяще исполнил сам хореограф (оценить его незаурядный комический дар можно в киноверсии балета 1961 года).

Отрадно заметить, что и в наше время — время реж¬оперы и спортбалета, чудеса случаются, когда театр вспоминает, что он — ТЕАТР, и приглашает постановщиков, которым есть что сказать, а главное, которые умеют это делать. Таким художественным чудом стал «Конёк-Горбунок» Михайловского театра в редакции Михаила Мессерера.

Открывается занавес, и мы видим просторную избу, а в ней — белёную печь, театрально расписанную цветами в русском стиле. А на печи — нет, не Емеля, а Иван (Виктор Лебедев), весёлый и задорный. Он ловко спрыгивает с печи и лихо отплясывает удалой русский танец, с лёгкостью выделывая сложнейшие коленца, при этом не забывая озарять зрительный зал искренней улыбкой.

Хореография «Конька-Горбунка», как и музыка балета, живая, разнообразная, очень живописная, изобилующая многообразием выразительных средств. Гордо и элегантно вышагивает своими длиннющими ногами Златогривая кобылица (Наталья Тарасова), и ей очень идёт обтягивающий серебристый костюм с янтарной гривой и таким же хвостом. А обаятельный, серый в яблоках, Конёк-Горбунок (миниатюрная, игривая Мария Шувалова) — напротив, мелко выстукивает своими копытцами-пуантами волшебный код, который, совершенно очевидно, позволяет ему творить волшебство...

Михаил Мессерер, как он пишет в буклете спектакля, задумывая свою версию, верил, что зрители оценят пластическое богатство и танцевальную свежесть хореографии Александра Ивановича Радунского. «А ещё, надеюсь, — говорит Мессерер, — публику привлечёт добродушная усмешка, юмор, элементы гротеска». Мастер как в воду глядел! Михайловский спектакль искрится юмором, и публика живо реагирует — улыбками, аплодисментами и даже всплесками смеха.

Спектакль, созданный в середине прошлого века, а теперь заново срежиссированный Мессерером — и срежиссированный блестяще, со вкусом и тактом, — смотрится молодо и современно, он весь светится разнообразием танцев. Здесь и стилизованные русские народные танцы, и цыганская пляска, и сложнейшая неоклассика. А в сцене Подводного царства — истинная хореографическая жемчужина, изумительное трио Морской царевны (Ирина Перрен) и двух Кораллов (Никита Четвериков, Михаил Баталов), за которым следует энергичный квинтет Морских коньков в исполнении пяти виртуозных танцовщиков-мужчин (Роман Волков, Андрей Лапшанов, Андрей Немич, Владислав Башмаков, Никита Назаров).

Запоминается Отец братьев (Павел Масленников) — седой и присгорбленный, с семенящей старческой походкой. Царь (Марат Шемиунов) покоряет выразительностью пантомимы: он то нелепо спотыкается, то по-детски роняет корону, то принимает комично-торжественные «царские» позы, то мечется вокруг кипящего котла, когда ему и помолодеть хочется, и страшновато вроде. Пластически богат образ царского Конюшего (Александр Омар) — тут и угодничество, и трусость, и подлая мстительность.

Образцовый классический танец показала Анастасия Соболева в партии Царь-девицы, прекрасно исполнив не только свои изощрённо-сложные вариации, но и традиционные тридцать два фуэте (куда ж без них!). Соболевой очень идёт ослепительно изящный белый с золочёным кокошником костюм, идеально соответствующий пластическому образу роли. Замечателен лирический дуэт Царь-девицы и Ивана, одетого в нарядную ярко-красную рубаху и красные же сапоги. Идеально вышколенным смотрится женский кордебалет театра в затейливо расшитых оранжевых пачках Жар-птиц.

И всё это происходит в красочных декорациях. Особенно впечатляет дворец в стиле палехской росписи. Царь выезжает на сцену в расписанной под Палех бричке, в которую запряжена «настоящая» лошадь. «Идея оформить наш спектакль в стиле палехской лаковой миниатюры принадлежит Михаилу Григорьевичу Мессереру, — говорит Вячеслав Окунев. — Мне эта мысль показалась очень плодотворной, ведь что может быть более сказочным, волшебным, чем этот стиль: он обращается к очень своеобразным и узнаваемым национальным символам, орнаментам и декоративным приёмам, берущим начало в иконописи».

Органичным оказалось сочетание декораций и костюмов Вячеслава Окунева и изобретательных мультимедиа решений Глеба Фильштинского: незабываем, например, полёт Конька-Горбунка и Ивана в звёздном небе! Причём небо — объёмное, в нем сияют звёзды, блещет месяц, в какие-то моменты оно визуально приближается к зрителям, как бы окутывая их и словно перемещая из мягких кресел прямо к звёздам...

Так же зримо и роскошно представлено Подводное царство. Среди причудливых раковин снуют стайки юрких балерин-рыбок, колышутся стройные водоросли, топчется воинственный рак, и в элегантных шене вращаются медузы. Ёрш (учащийся балетной академии Ваня Кулигин) погружается в морской ил и достаёт ларец с драгоценным перстнем. Здесь всё живёт своей жизнью, а мы, зрители, зачарованно наблюдаем за ней, чувствуя, что в буквальном смысле окунулись в сказку.

Впрочем, весь спектакль Радунского — Мессерера сродни волшебному ларцу, из которого одна за другой возникают затейливые сказочные сцены дивной красоты. Это и есть то самое театральное чудо, которое либо случается, либо нет. На «Коньке-Горбунке» Михайловского театра приобщиться к чуду удалось присутствовавшим в зале.

Лаврова Людмила, «Литературная газета»
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.