Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Сеанс психоанализа на пятерых

28.11.2014

Сеанс психоанализа на пятерых

В Михайловском театре прошли премьерные показы «Трубадура» в постановке Дмитрия Чернякова. Стоит сказать отдельное спасибо директору театра Владимиру Кехману, сумевшему уговорить Чернякова поработать в России. После шумных скандалов, сопровождавших премьеру «Руслана и Людмилы» в Большом театре, Черняков, по слухам, зарёкся иметь дело с российскими оперными театрами. Тем более что заказами он буквально завален: его наперебой зовут на постановки лучшие оперные дома Европы и мира — «Ла Скала», «Метрополитен-опера», Берлинская государственная опера, Баварская национальная опера...

Вот и «Трубадур», появившийся в репертуаре Михайловского театра, не оригинальная работа, а перенос спектакля из театра «Ла Монне», однако перенос авторский, точный и очень тщательный. Главным условием, который поставил режиссёр, было приглашение на ключевые партии тех же певцов, которое были заняты в брюссельской постановке. Это условие удалось выполнить лишь отчасти. На премьерных показах пели отличный баритон и выдающийся актёр Скотт Хендрикс — Граф ди Луна, и Джованни Фурланетто в партии Феррандо.

В петербургскую постановку пригласили — и это оказался удачный выбор! — польского тенора Арнольда Рутковски (Манрико). Он стал, пожалуй, лучшим в певческом ансамбле, где роль Леоноры вполне убедительно сыграла и в первом приближении спела солистка театра Татьяна Рягyзова. А блеск и драматизм привнесла в ансамбль эффектная и статная Ильдико Комлоши — Азучена.

За пультом оркестра стоял главный дирижёр театра Михаил Татарников. Его манера вести оркестр, бескомпромиссно выдерживая заданные темпы, даже если певцы не справляются с ними, вызвала сомнения: всё-таки дирижёр должен поддерживать певцов, учитывать их возможности, а если надо — и притормозить, чтобы они успели взять дыхание. В смысле качества оркестрового звучания между тем претензий к дирижёру не было: он предъявил настоящий вердиевский оркестр.

Черняков прославился своими нетрадиционными, даже непредсказуемыми трактовками хрестоматийных оперных текстов. В случае с «Трубадуром» дело усложняется тем, что либретто Сальваторе Каммарано изобилует вопиющими несуразностями, против которых восстаёт здравый смысл. Современному человеку всерьёз воспринимать описанные в нём кровавые кошмары и леденящие кровь злодейства никак невозможно.

Ну как, с помощью каких приемов можно насытить актуальными смыслами такие абсурдные сюжетные повороты вроде сожжения в костре невинного младенца, где уже горит волею старого графа осуждённая старая цыганка? А дочь цыганки, Азучена, пылая жаждой мести, по ошибке кидает в костёр своего собственного сына, перепутав его с похищенным сыном графа!

Во времена Верди подобные оперные истории имели бешеный успех — недаром премьера «Трубадурам в 1853 году в театре «Аполло» стала настоящим триумфом. Но в наше прозаическое время нагромождение готических ужасов кажется забавным анахронизмом, не более. Поэтому то, что придумал Черняков, дабы адаптировать «Трубадура» к нашему времени и достучаться до современников, с моей точки зрения, поистине гениально. Он просто попросил всех нас сделать одно допущение: а что было бы, если бы герои оперы не погибли, но остались живы и спустя много лет встретились вновь?

Черняков обнажает режиссёрский приём, подчёркивая условность предлагаемой игры. И это не только ролевая игра. Это игра, к которой приглашены все зрители. Приглашение транслируется посредством титров: «Азучена приоткрывает завесу своего цыганского прошлого; «Азучена провоцирует всех на открытое выяснение взаимоотношений». Даже из текста титров ясно, что главной пружиной интриги, инициатором вечера воспоминаний выступает Азучена. Она собрала всех н заперла дверь. Никто не выйдет, пока правда не прояснится.

Начавшись гак психологическая драма, спектакль всё больше походит на триллер. Событийность в первом акте стремится к нулю, зато ближе к финалу действие буквально взрывается чередой ссор, скандалов, драк, неприкрытого насилия. Режиссёр слой за слоем счищает со своих героев тонкую плёнку буржуазности, воспитания, социальных навыков.

Особенно разительно превращение ди Луны — в нём вновь просыпается маниакальная ревность к счастливому сопернику. В начале спектакля они с Леонорой изображают вполне респектабельную супружескую пару: она — в шиншелях и немыслимом платиновом парике, он — в костюме и при галстуке. Но как только Леонора подходит к Манрико и запечатлевает на его щеке вполне невинный поцелуй — а как ещё, скажи-те на милость, замужняя дама может поприветствовать бывшего любовника в присутствии мужа? — ди Луна заходится от ревности. Он понимает, что любовь этих двоих не угасла, но тлеет глубоко внутри.

Резюмируя, можно сказать, что месседж Чернякова — это предостережение: глубоки и темны заводи нашего прошлого. Не стоит ворошить воспоминания — пожар страстей может заполыхать вновь, пожирая всех вокруг.

В спектакле таким «бензином», которым плеснули на угли почти угасшего костра, становятся игра в воспоминания. И прошлое возвращается с ужасной силой, которая сокрушает всё: непрочное супружество, с трудом достигнутое душевное спокойствие, приличия и даже социальный запрет на убийство. Где-то в недрах квартиры ди Луна раскапывает револьвер и угрожает им присутствующим. В приладке ревности он насилует Леонору, пускает пулю в лоб Феррандо. запирает в кладовке Манрико, связывает Азучену, с которой при борьбе слетает роскошный рыжий парик... это разоблачение, срывание всех одежд — внятный, легко читаемый символ.

Пятеро в запертой комнате — наши современники, в них много типического. Встречи старых знакомцев, бывших любовников случаются сплошь и рядом. И автор спектакля наглядно демонстрирует, насколько тонок слой приличий; как ненадёжны сдерживающие механизмы социализации, которые при любом потрясении сносятся напором неконтролируемой агрессии.

Гюляра Садых-заде, музыкальный критик
Газета «Невское время», 28.11.2014

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.