Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Потрясающий исторический концерт

22.03.2018

Потрясающий исторический концерт

Масштабный исторический концерт продемонстрировал ретроспективу самых значимых оперных постановок. МК оценивает юбилейный гала 100-летие оперной труппы.

Михайловского театра отметили потрясающим историческим концертом. Автор, музыкальный руководитель и дирижер уникальной программы Владимир Юровский вместе с оркестром, хором и 25 блистательными солистами продемонстрировали масштабную ретроспективу самых значимых оперных постановок театра за его столетнюю историю. Получилось так, что оперная биография стала ярчайшей иллюстрацией жизни всей нашей страны последнего века — загадок, величия и силы, то божественно созидательной, то дьявольски разрушительной. Концерт длился почти четыре часа — все это время зрители внимали музыке и слову, затаив дыхание и периодически разражаясь овациями. Более удивительного и необычного концерта вряд ли довелось видеть и слышать кому-то в этом зале.

1918 год. Петроград. Голод. Война. 23 февраля — создание Красной Армии. И тут же — декрет, пописанный Луначарским, о создании Государственного оперного театра. Что это? Зачем? Неужели опера была необходима советской власти так же, как регулярная армия? Во всяком случае, художник Глеб Фильштинский для оформления сцены вряд ли случайно выбрал красный цвет: создание оперного театра в Петрограде, который потом довольно долго носил прославленное название МАЛЕГОТ, было абсолютно революционным.

Действие на сцене сопровождается фильмом, созданным Фильштинским на основе документальных материалов о театре: фрагменты спектаклей, репетиций, эскизы декораций, афиши, газетные статья — все эти картинки «нон-фикшн» парадоксально создали выразительную художественную реальность, в которую полностью погрузились зрители. На сцене — оркестр, маэстро Юровский, фрагменты спектаклей играются в концертном исполнении. Каким-то чудесным образом они дают полное представление о спектаклях этого театра, который значительные периоды своего развития был чисто режиссерским.

Исторический экскурс

На самом деле Михайловскому театру 185 лет. Имеется в виду здание, построенное в 1831–1833 годах Александром Брюлловым, братом знаменитого живописца Карла Брюллова. Фасад театра выполнен по проекту Карла Росси, спланировавшего при постройке в 1819–1825 годах величественного Михайловского дворца (Русский музей) всю Михайловскую площадь, именуемую ныне площадью Искусств. В 1859 году Михайловский театр был капитально перестроен Альбертом Кавосом, который расширил сцену и надстроил пятый ярус. Своей труппы не было. Играли немцы и французы. Поэтому называли его то на французский лад — «Theatre Michel», то на немецкий — «Michael-Theater». Ставили преимущественно балеты, оперетты и водевили.
В 1917 году иностранцы покинули колыбель русской революции. Вот тут-то и возник декрет наркома по делам искусств. Новый государственной театр открылся оперной премьерой: впервые на сцене Михайловского, который отныне назывался Оперным театром Петрограда, зазвучала музыка Россини.

Акт первый. 1918–1941

Под звуки увертюры к «Севильскому цирюльнику» в изящном исполнении оркестра под управлением Юровского на экране возникли исторические кадры: афиши, фото спектаклей, лица талантливых людей, творивших весьма неординарную историю музыкальной культуры страны победившего социализма. Новация, эксперимент, авангард — художественный манифест театра. Режиссерский радикализм, который даст сто очков нынешней «режопере». Чего стоит один только спектакль «Борьба за коммуну» о бесстрашной русской революционерке и парижском коммунаре! И все это — на основе смело перелицованной «Тоски» Пуччини. Весьма нетривиальна и постановка «Золотого петушка» Римского-Корсакова, который на тот момент, кстати говоря, был вполне современным произведением.
Все это мы не только узнаем из фильма, но тут же слышим в замечательном музыкальном воплощении. Сцена Скарпиа в исполнении легендарного Сергея Лейферкуса, поразившего своей великолепной вокальной формой. Забегая вперед — во втором отделении он споет фрагмент партии Дон Жуана, роль которого прославила его 40 лет назад! Споет блистательно, демонстрируя красоту тембра и длинное дыхание.

Ария Шемаханской царицы звучит в исполнении Аиды Гарифуллиной, неземной красавицы с очень своеобразным голосом: молодая певица успела завоевать статус мировой оперной звезды.

В те времена — 20-е годы — театр весьма революционно трактовал классику. Что уж говорить о современном на тот момент материале. Например, об операх австрийского композитора Эрнста Кшенека «Прыжок через тень» и «Джонни наигрывает». Это были постановки с самыми прогрессивными технологическими решениями, включая видеопроекцию (тогда говорили «кино»), с настоящим паровозом и автомобилем на сцене. Пауль Хиндемит по поводу этих постановок сказал, что «только ради них стоит приехать в Ленинград». Именно здесь состоялась мировая премьера «Носа» и «Леди Макбет» Шостаковича.
Сцены из этих опер сменяют друг друга: экстравагантный фокстрот Кшенека, гротескный диалог майора Ковалева и его сбежавшего Носа, страстная эротическая сцене Катерины Львовны и Сергея — в этом месте к оркестру присоединяется огромная банда медных духовых. Оркестр звучит мощно и драматично. Солисты Михайловского театра — Мария Литке, Борис Пинхасович, Борис Степанов, Светлана Мончак, Михаил Агафонов, Наталья Миронова в полной мере погружают зрителя в сюжет, лишний раз доказывая: какая бы режиссура ни рулила оперным театром, музыка и пение — вот главные и вполне самодостаточные инструменты оперы.
Тем временем, именно здесь, в МАЛЕГОТе, в 1935 году родили сенсационную «Пиковую даму» Мейерхольда с переписанным либретто, купюрами и перекроенными сценами. Невероятно: 20-е и начало 30-х годов — смелое, даже дерзкое созидание в полной мере поддерживается и поощряется государством. Но... Наступает 1936 год, и театр в столь же полной мере чувствует на себе уже совсем другую руку власти — не одобрительно поглаживающую, а гневно шлепающую. Трагическая гибель нескольких ключевых фигур, создававших «Пиковую даму», давно занимает умы, заставляя верить в «тайную недоброжелательность». Первое отделение концерта завершается реконструкцией финала этого спектакля в версии Мейерхольда с Романом Муравицким-Германом и Ниной Романовой-Графиней. И, пожалуй, людям, трепетно относящимся к гениальной опере Чайковского, было не по себе.

Акт второй. 1941–2007

Послевоенная жизнь МАЛЕГОТа была не менее захватывающей. Фрагменты опер Сергея Слонимского «Виринея» и «Мария Стюарт», «Кола Брюньон» Дмитрия Кабалевского и, конечно, «Войны и мира» Прокофьева были настоящим откровением. Сцена из «Виринеи» в исполнении Татьяны Рягузовой, хора, артистов театра и трио народных инструментов была столь выразительной, что родила острое желание вернуть это название в репертуар театра. Тем более что публика получила возможность приветствовать живого классика Сергея Слонимского, находящегося в зале. Ну а сцена бала из «Войны и мира» с Аидой Гарифуллиной в партии Наташи и Борисом Пинхасовичем в партии Болконского, а также практически всеми участниками программы стала еще одним свидетельством суровой и непредсказуемой амплитуды власти, которая то награждала художников, то уничтожала их. Работа над партитурой «Войны и мира», постановка, и, наконец, премьера первой части оперы осуществлялись при прямом кураторстве и покровительстве властей. И вдруг — постановление 1948 года. Постановка второй части отменяется, а первая снимается с репертуара. Но... проходит всего несколько лет — и в 1955 году вторая часть получает сценическое воплощение в постановке Бориса Покровского. Спектакль посвящают памяти Сергея Прокофьева, которого к этому моменту уже нет в живых...

Акт третий. 2007—...

Современный этап жизни театра, связанный с приходом в него нового руководителя — Владимира Кехмана, вполне мог бы стать содержанием не менее насыщенного и увлекательного третьего акта. Ведь сделано очень много — начиная от реставрации исторического здания, обретшего великолепные фасады и роскошный зал с правильной акустикой. У театра очень внятная репертуарная программа, ориентированная на умного зрителя: театр сегодня гордится 100%-ной посещаемостью, несмотря на сложность репертуара. На сцене Михайловского (театр вернул историческое название в 2001 году) — и классика в постановке известных радикальных режиссеров, и оперы ХХ века, и опыты молодых художников. Не хватает, разве что, свеженаписанной оперы. Но за это теперь отвечает Владимир Юровский: он дал согласие Кехману подыскать достойную партитуру и осуществить мировую премьеру. Так что, пожалуй, правильно, что текущий период был показан лишь тезисно: тема открыта, судьба театра вершится сегодня на наших глазах. И его новая жизнь — совсем другая — столь же полна сюрпризов и экспериментов.

Екатерина Кретова, «Московский комсомолец»
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.