Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

«Посторонним вход воспрещается»

27.11.2018

«Посторонним вход воспрещается»

Известный театровед, профессор Театральной академии Николай Песочинский детально разобрал новую оперную постановку Андрия Жолдака, за творчеством которого он давно следит. Предлагаем вашему вниманию статью об «Иоланте», опубликованную в «Петербургском театральном журнале».

Андрий Жолдак продолжает (после «Евгения Онегина») эксперимент с феноменом сюрреалистического оперного спектакля. «Иоланта» для этого, по определению, идеальная основа. Можно сделать зримыми видения героини, а беспредметная материя музыки повлияет на визуальную форму, усложнит ее.

Действие, конечно, не иллюстрирует музыку, более того, они не связаны отношениями контрапункта и вообще прямо не связаны так, как обычно бывает: музыкальный ход — сценический ход, звуковая тема — мизансценическая перемена. Тут сложнее — выстраиваются параллельные планы, изредка сходящиеся (когда поют то, что разыгрывается в действии) и снова расходящиеся. На всю сцену разворачивается проекция (сложно и виртуозно созданная Глебом Фильштинским), виртуальное «окно» в другую реальность — то как зеркало, то как совсем другой мир, кому-то можно перейти из одного пространства в другое, а кому-то — нет, реальности то соединяются, то разделяются. Бывает, «отражение» постепенно начинает вести себя иначе, чем его объект. Зазеркалье гаснет, когда персонаж в него почти «входит», манящий мир выключается, и его сменяет пошлый электронный занавес аляповатого геометрического рисунка «с глазками». Посторонним вход воспрещается.

Конечно, возникает соблазн логически осознать сюжет спектакля, то есть режиссерский сюжет. Он сложен и загадочен, как триллер, в духе какого-нибудь «Малхолланд драйва» Линча, где в конце концов не все объяснимо. Тут двойной режиссерский сюжет над сюжетом: Чайковский, мечтая (о воображаемом счастье? детстве?), проецирует это на маленькую девочку-героиню, как на игрушку, сочиняет ее историю, воплощает нотными знаками. В фантазии Чайковского разворачиваются картины воображения, памяти, снов взрослой Иоланты, в них девочка совсем маленькая, девочка побольше, и «черная Иоланта» — пластический персонаж-соперник, который движется по магическим танцевальным траекториям. В «черной Иоланте» — Елене Калининой сосредоточена метафизика спектакля. Этот образ диктует судьбу героини, как Неизвестный в «Маскараде» Мейерхольда. Тут тоже дуализм: поющая Иоланта (Мария Литке) — это голос, она в белом платье на белом фоне, образ скорее не визуальный, не материальный; а черная — прежде всего визуальный, пластический, «невидимое/видимое», «слышимое/неслышимое».

В сценических видениях — двойники, мечты о свадебном торжестве, образы семейной идиллии, ссора родителей Иоланты, дети, которых ангелы уносят на небеса, театр как часть реальности, которую увидит Иоланта, когда прозреет. И так далее. Множество микросюжетов, то коллажно несвязных, то связанных непрямой логикой. Но сюрреализм режиссера — правильный: вспышки видений не подчиняются логической механике, они работают поэтическим способом, как возможные ассоциации, их не обязательно рационально понимать. Главное: противопоставление идеального и материального, мечты и реальности, миров эстетизированного черно-белого и вульгарно реального цветастого.

Интерпретация оперы сочетает психоанализ и романтизм, духовность существует в слепоте как форме бессознательного. К празднику «прозрения», взросления, перехода человека в «реальный статус» режиссер относится саркастически. Все, что связано с жениховством, изображается с окраской банальности, с блестками, фейерверками, в стиле иллюстраций и надувных игрушек, открыточного вида ангелы посыпают влюбленных конфетти. Хитовая «Матильда» Роберта и романс Водемона «О, приди, светлый ангел» исполняются вокально блестяще, концертно, как батл двух певцов (Алексей Зеленков, в другом составе Александр Шахов VS Сергей Кузьмин), как часть «театральной» реальности-рутины, именно тут фигурируют всякие надувные крокодилы на палках и конфетти. В проекции отражается зал, в котором мы сидим, и его красно-золотая пышность противопоставлена хрупкому и изысканно-лаконичному внутреннему зрению Иоланты.

Когда героиня прозревает физически, она теряет свой изумительный воображаемый мир, и это трагедия. С неподвижным лицом, без тени радости она видит нас в зале с зажженным светом («это — люди?!!»), видит родственников, банально накрывающих столы тарелками и фужерами, хотя бы и к свадьбе. Она отворачивается и утыкается лицом в пустую белую стену. Пение о счастье и свете звучит драматично, почти надрывно. В этот момент музыкальный и зрелищный планы мощно соединяются, создавая трагичный финал.

Взрослую, прозревшую (в медицинском понимании) и ослепшую (в философском) Иоланту покидают детские фантазии, блики памяти детства, образы двойников. «Кино» о свадьбе оборачивается в жизни скукой и пошлостью. В зазеркалье уходит виртуальный трогательный ослик. Медленными шагами грустно проходит по сценическому планшету и исчезает за кулисами виртуальная маленькая девочка. Наступает печальная немая сцена.


Режиссер верен не только духу оперы Чайковского, но и тексту. Тот, кто хорошо знает либретто, узнает в нем импульсы сюрреалистического подхода: «Вы мне предстали как виденье волшебной, чистой красоты, как призрак сладостной мечты, как облик дивный вдохновенья. Мой крик невольный восхищенья Вас разбудил»... «Чтобы это был не сон, не призрак счастья»... Более двадцати раз в тексте произносятся слова «сон», «призрак», «виденье».

Словесному тексту еще предстоит стать одним из планов спектакля: музыка, действие, слова. В самых первых премьерных спектаклях (я пишу о двух: 17 и 20 ноября) чрезвычайно активно развитое сценическое действие оказалось ведущим по отношению к музыкальной партитуре, а слова имели значение вообще лишь в редкие моменты, тогда как визуальный текст воплощен во всей своей плотности: действие начинается даже до начала музыки, разворачивается в паузах, которые сделаны в музыкальной партитуре, и завершает спектакль в тишине. От стремления к цельности системы спектакля в 2010-е годы отказаться невозможно. Архитектоника режиссуры, визуальная фактура, ритм действия, смысловые темы еще должны найти развернутый ответ в звучании оркестра дирижера Петера Феранеца.

Произведение Чайковского написано в один год и впервые исполнено в один вечер с фантасмагорическим «Щелкунчиком», в тот момент жизни композитора, когда он увлекался философскими идеями Спинозы о вечной и бесконечной субстанции природы, о том, что человеку доступны лишь два из бесконечного числа атрибутов субстанции — протяженность и мышление (и это вкладывается в уста персонажа оперы — мавританского целителя). В подсознании этой музыки спрятано не меньше, чем в истории, сценически рассказанной режиссером.
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.