Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Опричнина в гостях у земщины

08.10.2021

Опричнина в гостях у земщины

Михайловский театр из Петербурга показал на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко свою последнюю оперную премьеру — раритетного «Опричника» Петра Ильича Чайковского.

В то время, как в Москве полным ходом идет VI фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» и столица буквально «захлебывается» от региональной продукции — опер, балетов, оперетт, мюзиклов и прочих мультижанровых новинок — на сцене МАМТа неожиданно «нарисовались» однодневные внефестивальные гастроли. Михайловский театр не принимает участие в «Видеть музыку» равно как и в его антиподе — «Золотой маске»: Владимир Кехман предпочитает идти своим путем, в столичные фестивальные игры не вовлекаясь. Тем не менее, оперную новинку — жанра, который он вообще-то не особо жалует, явно предпочитая ему балет на вверенных ему обеих сценах (что в Михайловском, что в Новосибирском театрах) — он отважился показать в Москве, куда Михайловский театр не привозил ничего уже достаточно давно. Не последнюю роль в этом сыграла, думается, фигура постановщика редкой оперы.

Историческую драму про бесчинства опричной рати Ивана Грозного позвали сделать чиновника из администрации президента: ход воистину не то эзопов, не то мефистофелев. Сергей Новиков — госуправленец высокого ранга, «балующийся» время от времени оперной режиссурой: на его счету уже не одна постановка в солидных театрах. В отличие от своих прежних опытов «Опричника» он решил делать традиционно — без приращения смыслов, переиначивания сюжета и мотиваций персонажей, без переносов во времени и прочих сомнительных «добродетелей». Тем самым, безусловно, ступив на рискованную территорию: ведь поставить спектакль без эпатирующих выкрутасов, традиционно, но интересно — дело архисложное. Тут надо и фантазию проявить, и с актером поработать, и в дурновкусие не впасть. В меру своего таланта Новиков, кажется, сделал все, что мог: особенно удались сцена клятвы опричника, сработанная остро и музыкально, и финал — трагическая развязка на свадебном пиру с блуждающим среди гостей, словно золоченый (из-за парчового облачения) не то тарантул, не то скорпион, мимическим кровожадным царем. Меньше удались первые картины — статичные и скучные, которые режиссер попытался разнообразить весьма ходульным оживляжем и неумелыми разводками.

Проблемой оказалась и реалистическая сценография Александра Купаляна. Призванная поражать воображение публики богатством, размахом и всамделишностью в стиле соцреализма Федоровского, она неожиданно выявила ситуацию стилистической дисгармонии. Роскошные исторические костюмы, разнообразный реквизит, передающий дух эпохи, и декорации старорусских интерьеров порой вступали в визуальное противоречие с видеоартом, заменившим в наше время масштабные рисованные задники и занавесы. Особенно фальшь чувствовалась поначалу — позже, когда у спектакля стали явственны другие достоинства, прежде всего музыкальные, эта неловкость ушла в тень и практически забылась к концу вечера.

Обнаружить же оные в «Опричнике» — дело вовсе не простое. Третья опера великого русского классика считается малоудачной, и театры прибегают к ней не часто: вопреки этому, второй петербургский оперный дом попытался опротестовать «приговор истории». Раритетная опера самого популярного русского композитора не только редкий гость на театральной сцене — спектакль по ней, как правило, еще и не долгожитель. Проблема не только в том, что ее ставят не часто: после премьерных показов, на которых залы заполняют меломаны и фанаты оперы, с каждым разом спектакль продавать все труднее и труднее. Помню полупустой Большой театр в сезоне 1999-2000 годов, когда после весенней премьеры уже осенью и зимой на «Опричника» не ходили, и он очень скоро вновь выпал из репертуара. Не сильно лучше обстоит дело и с мариинской версией образца 2015 года, поставленной Виктором Высоцким в Концертном зале первого музыкального театра северной столицы.

А что же не так с этой оперой? Ведь в Большом был роскошный исторический спектакль Ирины Молостовой — в шубах и кокошниках, как любит большинство публики, да и пели очень крепко; а в Мариинке устроили и вовсе современный динамичный перформанс в стилистике мюзиклового шоу, в котором вокальные работы также были в целом удачны.

На самом деле проблем у «Опричника» хватает. Это и многословное либретто авторства самого композитора с надуманной драматургией и зачастую натянутостью драматургических положений. И несоответствие лирико-патетической природы дарования Чайковского рамкам народно-бытовой исторической драмы: на этом поле композитор пытался не раз потягаться силами с представителями «Могучей кучки» (прежде всего Мусоргским и Римским-Корсаковым) и всякий раз (помимо «Опричника» — еще и в «Воеводе» и «Чародейке») проигрывал. Это и прямые заимствования музыки из другого опуса — из первого оперного опыта Петра Ильича, из нелюбимого им и сожженного в приступе перфекционизма «Воеводы». Однако пьеса Островского и трагедия Лажечникова, литературные основы «Воеводы» и «Опричника», — совсем разные произведения по накалу страстей, поэтому перенос музыки «из другой оперы» во многом также компромиссен, что не могло не сказаться на цельности и опять же драматургической завершенности «Опричника».

Конечно, массовая публика не знает всех этих нюансов, но нутром чувствует, что опера далека от совершенства — и быстро теряет к сочинению интерес, тем более, что и само название — не на слуху. Поэтому, решив обратиться, несмотря на все «но», вновь к этой опере, в Михайловском начали с главного — с музыкальной редакции. Маэстро Александр Соловьев, недавно назначенный новый главный дирижер театра, здорово сократил партитуру, убрав все избыточные повторы, и драматургически переосмыслив некоторые фрагменты. Например, второй акт спектакля открывается симфоническим антрактом, который сделали из танцевальной музыки «а ля рюс». И, надо отдать ему должное, реновация осуществлена не просто профессионально, но мастерски, а может быть даже талантливо — партитуре был придан динамизм и большая логичность и убедительность, она заиграла красками по-новому. Интерес к происходящему на сцене увеличивался по нарастающей, что говорит о том, что музыкальную драматургию маэстро выстроить сумел на уровне теории.

Совладал он с ней и на уровне практики. Оркестр прибавлял с каждой картиной — но не в звучности, способной лишь заглушить пение, а в эмоциональном посыле, играя увлекательно, ярко, экспрессивно. Уже в третьей картине, где главный герой оперы Андрей Морозов вопреки воле матери-боярыни вступает в ряды опричников и произносит свою страшную клятву, Соловьев сумел достичь большого накала выразительности. Немало сил вложил дирижер в то, чтобы подчеркнуть невероятную лирическую выразительность уникальной мелодики Петра Ильича, высветить глубину его драматического пафоса, чем Чайковский владел как никто другой.

Для кого-то это, возможно, сюрприз, но только не для автора этих строк. Хорошо помню, как в 2013-м Александр Соловьев без преувеличения спас премьерного «Кавалера розы» в Большом, в буквальном смысле подхватив выпадающую из рук Василия Синайского дирижерскую палочку и блистательно проведя важную московскую инаугурацию — роскошная опера Штрауса тогда впервые ставилась в Москве. И каждая последующая встреча с маэстро подтверждала — дирижер стоящий: знающий, умеющий и не бесталанный. Остается только поздравить Михайловский театр с таким приобретением.

Поработал Соловьев и с вокалистами на славу. Невероятная четкость дикции, когда понятно каждое слово без всякого подстрочника — редкое явление в опере. Между сценой и ямой был выстроен прекрасный баланс: не пожертвовав оркестровыми красками, маэстро ни разу не заглушил ни одного певца, никто у него не форсировал и не надрывался, хотя почти все партии в этой опере остродраматические и голоса тут нужны очень сильные.

Красотой тембра и лирической задушевностью порадовала сопрано Валентина Феденёва (Наталья), пение которой может удовлетворить сегодня самые взыскательные вкусы. Весомый и масштабный образ сумела создать меццо Екатерина Егорова — ее боярыня Морозова, наверное, по-настоящему самый главный персонаж опричной драмы. В целом убедил и геликоновский бас Алексей Тихомиров (Вязьминский), хотя идеальным именно для русской оперы его голос не назовешь. Титульный герой Андрей Морозов в исполнении Сергея Кузьмина радовал уверенными молодецкими верхами и верно найденной интонацией. Лишь гендерная уступка в партии Басманова не показалась достаточно уместной: на роль молодого боярина предпочли взять контратенора Вадима Волкова, чье резковатое сопрановое звучание искажало характер его героя, которому предусмотренные композитором томные краски контральто были бы куда нужнее.

Словом, михайловская премьера убедила прежде всего своим музыкальным решением — повеяло доброй старой оперой, где драма делалась главным образом в пении и оркестре, где был безусловен примат звучащего над всем остальным. Все прочее обедни не испортило.

Александр Матусевич, «Независимая газета»
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.