Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Грозный в твоем домe

30.01.2014

Грозный в твоем домe

Премьера оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» прошла в петербургском Михайловском театре. Ее поставил «человек со стороны» — реформатор драматической сцены режиссер Андрей Могучий, нынешний глава БДТ имени Товстоногова.

Слушалась опера Римского-Корсакова в Михайловском хорошо, хотя в последнем действии хор был убран за сцену и оттого звучит глухо. Певцы как один радовали отменной дикцией: каждое слово понятно, а это в русских операх на российской сцене бывает далеко не всегда. Голос Светланы Мончак (Марфа) звенел проникновенной печалью безумия в знаменитой арии «Иван Сергеевич, хочешь, в сад пойдем». Ирина Шишкова (Любаша) углубилась в мрачные переживания в арии «Снаряжай скорей, матушка родимая», исполненной без музыки, в гробовой тишине. Пение Александра Кузнецова (Грязной), Андрея Гонюкова (Малюта), Евгения Ахмедова (Иван Лыков) в хорошем смысле эмоционально тревожило ухо. Дирижер Михаил Татарников провел спектакль чутко, с надлежащими нюансами и в пандан режиссерскому замыслу: короткое счастье и длинные невзгоды героев были поданы с соблюдением эмоциональных пропорций — когда нужно, резко и экспрессивно (что не отменяло задушевности в отдельных местах). Лишь громкость звучания иной раз хотелось убавить, когда заглушалось важное слово. Например, в первом акте, когда приехавший из-за границы интеллигент-очкарик спрашивает собеседника, правда ли, что царь на Руси — грозный? Но последнее слово глушит форсированный оркестр...

По духу и букве «Царская невеста» — классический любовный треугольник, даже не один. Но время действия — правление Ивана Грозного — отсылает и постановщика, и зрителей в область исторической рефлексии. Само имя Ивана Васильевича провоцирует, к тому же Грозный — действующее лицо: бессловесный царь появляется «в кадре» ненадолго, но оказывает важнейшее влияние на судьбы героев.

Современно мыслящему режиссеру нелегко удержаться от вроде бы напрашивающихся параллелей: Россия тогда и Россия сегодня. Раз в «Невесте» действует банда государевых слуг во главе с Малютой Скуратовым, как не «осовременить» действие и не сделать этих молодцев сотрудниками, скажем, НКВД, а главу опричников — кем-то вроде Феликса Эдмундовича или еще кого похуже? Андрей Могучий от такой много раз использованной прямоты отказался, справедливо полагая, что штамп, он и есть штамп, даже взятый с благими намерениями.

Нет, совсем от соблазна ни режиссер, ни сценограф Максим Исаев (из Русского инженерного театра «АХЕ») не удержались: надо же уйти от музейного историзма, взбодрить зрительское переживание. Соавторы пошли по пути скрещения времен. Работники ножа и топора у них одеты в невзрачные казенные пиджаки, но на груди висят (как и положено опричникам) оскаленные собачьи морды. Марфа и Любаша заплетают волосы в старорежимные косы, но первая носит светлое платьишко отличницы-комсомолки 30-х годов, вторая — черную униформу тоскующей чеховской Маши или брюки со стильным кожаным плащом. Царь Иван появляется на старинной парсуне, спускающейся из-под колосников, а потом, на секунду, «живьем», у него все как положено: парадная одежда из золотой парчи, в руках скипетр и держава. Хор, с красными гвоздиками в руках, словно толпа на коммунистическом Первомае, весь в советско-сером.

А дальше начинается балаган. В цветастых сарафанах с платками и в кафтанах с саблями бегает переряженный под взрослых детский хор, и у мальчиков наклеены боярские бороды. Грязной, любимый герой Могучего, мучаясь от неразделенной любви, углубляет душевные раны, ковыряя ножичком деревянную дощечку на запястье. Персонажи показывают пальцем в небо, а там сияет надпись — «журавли». В начале и конце сцену заполняют ряды безмолвных невест в фатах, пьющих шампанское с ядом — намек на отравленную Марфу.

Жанр спектакля можно парадоксально определить как трагический капустник, внешне якобы импровизационный, но железно, до мелочей, продуманный изнутри. Постановщик выворачивает напоказ изнанку действия, и это усиливает ощущение спонтанности происходящего.

Свет софита исходит из рук осветителя, сидящего с прибором в руках на корточках перед солистом. Сцена полна деревянных собак и странных полых конструкций (то ли языческие идолы, то ли скрепы разрушенных личностей), в которых выезжают персонажи. Реквизит выносят и меняют не таясь, во время действия кто-то подметает пол. Когда герои говорят официальные или лживые речи, они встают на некое подобие трибуны (на самом деле на табуретки), но, когда кричит обнаженная страдающая душа, певец чувствует ногами «почву». Пуристов, конечно, шокирует сцена счастья — влюбленные Марфа и ее увешанный сияющей елочной гирляндой жених поют о чувстве, стоя на стремянках, аляповато украшенных цветами; слово «любовь», как будто на провинциальной дискотеке, пошло мигает на заднике в обрамлении электрических лампочек. Реплики влюбленных, и не только их, обретают плоть: из кулисы в кулису проносят слова, большими буквами закрепленные на планках. Это сделано не потому, что Могучий издевается над нормальными человеческими чувствами. Просто он знает, что частная жизнь в грозном царстве — заведомая химера, наивная фантазия. Она жива в прекраснодушной мечте обывателей, которой не суждено осуществиться. Ведь сейчас явится глава опричников в черных зловещих очках и прервет идиллию двух голубков сообщением, что государь, чья воля непреложна, сам приглядел себе в жены Марфу Собакину.

Слово «царь», которое высветится дважды (сперва белыми буквами на нависающей над сценой каменной махине, а в финале возникнет на занавесе в кроваво-красном цвете), — не указание на Грозного или Сталина. Царь тут — не конкретный властелин, а знак давящей, безличной махины государства, отнимающего у людей надежду и право на счастье.

Сила судьбы может проявляться как обманка, с внешним лукавым лоском. Могучий не просто так ввел мимическую роль Улыбающегося Парня. Тот полчаса стоит неподвижно, безмолвно скалясь в трагические моменты финала, чтобы в тот самый миг, когда озверевший от горя Грязной закалывает Любашу, с размаху вонзить нож в табуретку. Режиссер сделал ставку на условность, но такую, что мгновенно узнается — исторически и, главное, географически. В его гротеске нет субъективистской натуги, натужного выпендрежа, хотя смотреть эту «Невесту» — значит, принять участие в увлекательном разгадывании метафор, символов и прочих аллегорий.

Расшифровка увлекает потому, что «примочки» спектакля (чрезмерно дерзкие, на взгляд негодующих консерваторов) уместны и всегда по делу, а отношение к музыке — бережное. Режиссеру, при его равнодушии к оперной традиции, к «нафталину» буквального театрального историзма, удалось главное. Могучий, со всеми вывертами и подковырками, прочел «Царскую невесту» традиционно, как психологическую драму.

Кирилл Матвеев, «газета.ru»

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.