Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Михаил Мессерер: «Сначала нужно разобраться с классикой»

09.02.2018

Михаил Мессерер: «Сначала нужно разобраться с классикой»

Ныне художественный руководитель балета и главный балетмейстер Михайловского театра, в прошлом советский и британский танцовщик, Михаил Мессерер рассказал нам о премьере сезона балете «Золушка», творческих планах и состоянии российского балета.

Ваша громкая премьера сезона — балет «Золушка». Как возникла идея воссоздать этот балет?

Балет «Золушка» — великая сказка, поставленная на гениальную музыку. Это название впервые появилось в нашем театре в 1977 году, но десять лет назад оно исчезло из репертуара, и мне кажется, что это упущение. С другой стороны, сегодня во всём мире дефицит полнометражных спектаклей, рассказанных виртуозным языком классического танца, и мне хотелось, чтобы у труппы был ещё один классический балет.

Выбирая спектакль для постановки, мы не могли не учесть, что в 2016 году отмечалось 125-летие Сергея Прокофьева, а в 2017-м — 110-летие Ростислава Захарова. Именно в его хореографии «Золушка» Прокофьева впервые появилась на мировой сцене — в Большом театре в 1945 году, где эта постановка затем была в репертуаре много лет. Так мне пришла в голову идея показать у нас именно захаровскую «Золушку».

Расскажите подробнее о процессе воссоздания хореографии?

Я видел этот спектакль в Большом театре и, как мне кажется, хорошо запомнил дух той постановки. Также мне посчастливилось не раз беседовать с Захаровым. Воссоздавая хореографию, я поднял много материалов в библиотеках и музеях, изучал фото, нашел короткие кинозаписи того времени. И, конечно,большим подспорьем в моей работе стал фильм балет «Хрустальный башмачок», снятый режиссёром Александром Роу в 1960 году с прима-балериной Большого театра Раисой Стручковой в главной партии.
К моему огромному сожалению, некоторые фрагменты балета приходилось доставлять. К сожалению — так как лучше бы хореография сохранилась. Однако из опыта истории мы знаем, что «выжили» только те спектакли, которые были обновлены — вспомним «Жизель», «Баядерку», «Корсар»... Хочется верить, что наша постановка тоже спасла эту «Золушку» от забвения.

Хореографию Захарова нельзя назвать примитивной даже для нашего времени, но всё же она не революционная. Почему пришла в голову идея оставить хореографический текст нетронутым, но добавить в спектакль мультимедийные технологии?

Что касается хореографии Захарова, то, действительно, здесь старый добрый жанр классического балета. Мне очень важно, чтобы труппа развивалась, а ничто так не поддерживает уровень танцовщиков, как классика. Если танцевать чисто, то эта хореография трудная. Однако если сегодня она не кажется революционной, то для своего времени она была новаторской: так, все сцены, которые до Захарова, скорее всего, были бы решены с помощью пантомимы, он сделал танцевальными — например, «заставил» Мачеху танцевать на пальцах.

Над костюмами и декорациями нашего спектакля работали люди, которым я полностью доверяю, — художник Вячеслав Окунев и художник по свету Глеб Фильштинский. Они, как и я, уверены, что дизайн костюмов и декораций, придуманный Петром Вильямсом в 1945 году, ничуть не устарел. Однако сегодня можно всё сделать более технологичным — так, например, в нашей постановке появились 3D-декорации. Возможно, для некоторых зрителей это станет дополнительным стимулом для похода в театр. На мой взгляд, благодаря новым технологиям особенно удачной стала сцена путешествия Принца в поисках Золушки.

Над чем Вы сейчас работаете? Есть ли планы по воссозданию других балетов?

Сейчас работаю над тем, чтобы добиться финансирования нового спектакля — «Коппелии».

Не было желания создать современный балет?

Сначала нужно разобраться с классикой — мне кажется, мои силы полезнее приложить именно сюда. А над современным балетом работает достаточно интересных людей.
Следите ли Вы за премьерами в других театрах? А за артистами? Как Вы находите талантливых танцовщиков? Или они Вас находят сами?
Слежу и за артистами, и за премьерами спектаклей. К счастью, сегодня спектакли можно смотреть и через Интернет, хотя я стараюсь смотреть спектакли вживую. Однако если возможности вырваться нет, то посмотреть постановку лучше online, чем никак. За артистами слежу очень пристально, езжу на различные просмотры и конкурсы. Иногда получается так, что мне нравятся те артисты, которых почему-то не берут в другие театры, иногда артисты сами предпочитают уехать в Михайловский. Много, конечно, приходит писем от артистов и из России, и со всего мира, которые хотели бы приехать и просмотреться. Некоторых принимаем.

Что для Вас самое сложное в Вашей работе? А что, наоборот, вдохновляет?

Самое сложное — уговорить вышестоящие инстанции выделить бюджет на спектакль. Это же и вдохновляет.

Откуда Вы черпаете силы для работы и открытия новых имён?

Силы сами как-то берутся — из внутренних ресурсов.

Спасибо большое за рассказ о премьере сезона. Скажите, а как Вы лично решили стать артистом балета? И, если возможно, расскажите о Вашей балетной семье и детстве.

Я родился в артистической семье, и, в общем, моя судьба была предопределена. Моя мама, Суламифь Мессерер, была прима-балериной Большого театра, и в балет меня отдала она. Отчасти ещё и потому, что в то время в Советском Союзе для мужчины не было более выгодной профессии. Быть артистом балета Большого театра означало получать хорошие деньги и иметь возможность повидать мир. А ведь тогда выехать за границу было сродни тому, чтобы слетать на Марс. Я не сопротивлялся маминому решению, но и не очень рвался в балет, однако в балетной школе мне понравилось. Так всё и началось...

Есть ли люди в мире искусства, которые на Вас повлияли?

Повлияли очень многие люди — практически все, с кем я сталкивался в жизни, видел и слышал в различных жанрах искусства, в философии, истории, науке.

Какой Ваш самый любимый спектакль?

Ну, если выбирать один, то это, наверное, «Жизель».

Каким Вы видите состояние русского балета на сегодняшний день?

Я замечаю, что зрители теряют вкус к качественному исполнению. Из-за большого количества информации, которую люди ежедневно получают, многие, мне кажется, разучились концентрироваться на деталях. То, что называлось классическим танцем, медленно исчезает. Однако я надеюсь, что он всё-таки будет развиваться, а не исчезнет.


Екатерина Кузьмина, Voci dell'Opera
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.