Регистрация Ваша корзина

Новости

21.01.2022

Вячеслав Окунев.
«Хочется, чтобы было чудо!»

Главный художник Михайловского театра Вячеслав Окунев — признанный мэтр, одна из знаковых фигур современного музыкально-театрального пространства. Творческую судьбу с театром на площади Искусств он связал несколько десятилетий назад: свой первый спектакль в Малом оперном — оперу «Джанни Скикки» — выпустил в далеком 1976 году, когда был студентом. 26 января у народного художника России Вячеслава Окунева день рождения. Коллеги поздравляют юбиляра с солидной датой и желают новых творческих свершений.

— Вячеслав Александрович, вы умеете удивительным образом сочетать приверженность академической традиции и умение работать с новыми технологиями. Пример тому — две ваших недавних работы на родной сцене: балеты «Коппелия» и «Конёк-Горбунок». Как чувствует себя художник-сценограф в условиях, когда привычная театральная эстетика испытывает мощное влияние мультимедиа?

— В музыкальном театре всегда существовало два направления, два типа: академический и новаторский — и один подхлестывал другой. Так же и в живописи — бок о бок сосуществуют академическое направление и авангард. У нас иногда их пытаются противопоставлять и даже обвинить: классический тип театра — в недостаточной актуализации, а авангард в том, что он всё ставит с ног на голову. Делать этого не стоит. Все зависит от того, что хочет сказать автор спектакля, режиссер, хореограф. Театральное представление — это всегда рассказ о том, что думает автор, и создатели спектакля свободны в выборе средств.

— В 1970-х, когда я начинал, тоже был авангардный театр и театр академический. Чешский театральный художник Йозеф Свобода уже тогда широко использовал мультимедийные средства, кино, телевидение, дизайн сценического пространства. Крупнейшей фигурой в традиционной сценографии в наши дни считается Эцио Фриджерио. Он продолжатель традиций XIX века, но он не пишет декорации, он конструирует их, и живопись в его работах не более чем один из компонентов. Два эти направления существовали и существуют параллельно. Весь вопрос в том, что ты придумаешь. А дальше можно говорить или на молодежном сленге, или литературным языком.

— Иными словами, вы за дуализм?

— Этот дуализм всегда присутствовал и у меня тоже. Когда я делал в нашем театре свой первый спектакль, действие из XIII века — а сюжет оперы «Джанни Скикки» Пуччини заимствовал из «Божественной комедии» Данте — я перенес в современность. Теперь это считается авангардным решением. А параллельно в Кировском театре мы с хореографом Олегом Виноградовым делали «Жизель», и главной целью было воссоздать аромат ушедшей эпохи, приблизить стиль спектакля ко времени его создания. Нужен был старинный флер, акцент на тех моментах, когда вилисы поднимаются из могил, летают по воздуху. И классическое искусство, и авангардное искусство может быть хорошим. Или нет. Но художникам все эти новые технические возможности, новые материалы и приемы очень интересны. Я сейчас очень полюбил светодиодные экраны — они за считанные минуты позволяют создать на сцене нужное пространство. Ведь мы, в отличие от кино, создаем пространство спектакля и его общий стиль. Современные приемы, новаторский подход к пространству, к свету, — это очень важные аспекты нашей профессии.

— Победное наступление мультимедиа не отменяет границу между театральным действием и кинофильмом?

— В театре зритель присутствует при определенном ритуале. Вот выходят музыканты, рассаживаются в оркестровой яме, дирижер занимает место за пультом, поднимается занавес, начинается зрелище, к созданию которого причастны многие люди. А для зрителя начинаются чудесные мгновения, и они каждый раз воссоздаются специально для него. В кино по-другому. Кино — это фиксация определенной истории. А в театре она каждый раз рассказывается заново. Это скорее заводная игрушка, и зритель каждый раз с волнением ждет, когда же повернут заветный ключик. Есть в театре что-то ритуальное, поэтому он и не умер до сих пор, хотя ему предрекали смерть начиная с начала ХХ века.

— Ваши последние спектакли на сцене Михайловского театра могут служить своего рода иллюстрацией двух различных типов театра...

— В какой-то мере это справедливо. «Коппелия» и «Конёк-Горбунок» — стилистически два очень разных спектакля. «Коппелия» — это миниатюра, погружающая зрителя в старинный театр. Можно считать её воплощением традиции, как мы ее понимаем сегодня. Мне хотелось воссоздать воспоминание о старинных рисованных декорациях, показать, как работает сочетание живописи и объемных деталей. Здесь очень важно сказать, у кого я учился. Моим учителем был Илья Сегаль. А он в свою очередь учился у Кузьмы Петрова-Водкина, у Мстислава Добужинского. Таким образом мне передалась театральная декоративность, свойственная «Миру искусства». В этом спектакле это есть.

— В костюмах «Коппелии» очень чувствуется эта щедрая декоративность. Можете рассказать, как создаются костюмы к спектаклю?

— Как у модельеров, как в знаменитых модных домах. Сначала коллекция отрисовывается. Иными словами, просто придумываешь. Потом подбираешь ткани. Затем конструируешь. Потом самое интересное — примерки. Каждый тип костюма примеряется на танцовщиках. Очень важно проверить, не мешают ли они движениям, поддержкам. К счастью, у нас в театре примерки происходят не в последний момент, потому что некоторые модели нужно доработать. И еще на примерке, как правило, уточняется отделка, могут быть добавлены какие-либо цветовые пятна. Даже окончательная ширина бретельки определяется на этой стадии.

— Артисты в этом процессе имеют право голоса?

— Как артисты, безусловно. Но не как художники. В театре, к счастью, существует разделение на профессии, и решение зависит только от меня. Иногда, если в сложившийся спектакль входит новый исполнитель, я для его персонажа могу предложить другой костюм, но только если это связано с техническим удобством. Эстетически мы остаемся в той же ситуации. Не буду утаивать, ко мне часто обращаются артисты с просьбой создать им костюмы для концертных номеров, и это приятно. Я с удовольствием работал с Дианой Вишнёвой, Юлией Махалиной.

— «Конёк-Горбунок» выпущен в текущем сезоне, и это очень неординарная работа...

— Да, вот это мультимедийная история! Нам хотелось сделать чудо. Ведь как задумывался спектакль? Как спектакль для семейного просмотра, куда приходили бы с детьми. И дети должны увидеть нечто такое, чтобы обязательно захотели прийти в театр еще раз. Поэтому нужны были чудеса, полеты, превращения, трансформации! Хочется, чтобы было чудо, и оно получилось. В процессе работы мы создали виртуальный макет спектакля. В компьютере воссоздали сцену, перемены декораций, все визуальные эффекты и даже вставляли туда персонажей. Работа была долгой, шла несколько месяцев, но результат стоит того. Детям все понятно, как будто бы мы классический балет породнили с мультипликацией. Так получается, что в последнее время в Михайловском театре я в основном делаю балеты. Но уже обсуждаются новые проекты, так что оперу, возможно, тоже скоро сделаю.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.