Регистрация Ваша корзина

Новости

Слишком хороша для несовершенного мира

04.03.2019

Слишком хороша для несовершенного мира

«Иоланта» в постановке Андрия Жолдака — спектакль, далекий от привычного классического канона. Следуя собственному правилу, режиссер никак не комментировал свой замысел. Тем интереснее узнать, что думают о постановке исполнительницы заглавной партии, транслирующие заданный постановщиком посыл. Мария Литке и Татьяна Рягузова в течение нескольких репетиционных недель перед ноябрьской премьерой полностью отдавали себя работе над этой ролью. И хотя даже сейчас премьерное волнение ушло не до конца, артистки согласились рассказать, как воспринимают свою героиню и спектакль в целом. В очередной раз новая «Иоланта» будет показана 19 марта.

Татьяна Рягузова

— На репетициях Андрий Жолдак никогда ничего не рассказывает. К нему невозможно подойти и спросить: «А вот что она здесь должна показать?». Взаимодействие с артистами происходит на уровне «чувствуешь — не чувствуешь». Он просто выбирает вектор и двигается в этом направлении, и этот направление артист должен уловить. Поначалу я невольно вспоминала работу над «Онегиным», проводила параллели. Мне казалось, что будет два похожих спектакля, поскольку «один режиссер — один стиль». Постепенно поняла, что спектакли очень разные. Но и тот и другой — очень тонкие, красивые, светлые.

— По стилистике «Иоланта» близка к кино, здесь огромную роль играет видеоряд. Очень важны немые сцены, вставленные в музыкальное полотно. Как это работает, разобрать в деталях невозможно. Возможно, это спорное решение. Но нельзя не чувствовать, что получился глубокий спектакль. Во время репетиций были моменты, когда у меня к горлу подкатывал ком, я не могла сдержать слезы. Казалось, что я чувствую что-то запредельное, находящееся за гранью нашего мира. Для зрителей он не может быть просто развлечением. Это спектакль-метафора, очень сложный по смыслу и композиции. За один раз невозможно ухватить все его пласты. Нужно хотеть думать.

— Я для себя понимаю его так: Иоланта слишком хороша для несовершенного мира. Он её недостоин. Чистая духовно, ранимая, она не смогла, не захотела принять этот мир. То, что она видела своим внутренним зрением, это гораздо более тонкие и важные вещи, чем то, что она увидела глазами, когда прозрела. Это не ее мир. То, что она увидела, оказалось не тем, что она себе представляла. Она была слепа? А может, это мы все для нее слепые?

— Если говорить на чистоту, я до этой постановки не подозревала, сколько всего можно услышать в этой опере Чайковского. Разве можно, думала я, сравнивать ее с «Евгением Онегиным» или «Пиковой дамой»? Видимо, я просто не доросла. Может быть, это смелая параллель, но теперь Иоланту я воспринимаю как продолжение образа самого Чайковского. В Иоланте композитор видел себя. Это его последняя опера, происходит переосмысление ценностей, поиск высшего смысла. Возможно, в Иоланте он видит эталон духовности, идеал, к которому хотел бы прийти.

— В спектакле есть несколько временных пластов, а моя героиня имеет несколько визуальных воплощений. К примеру, сцена музыкального урока — из детства Иоланты. Героиню играет не только взрослая артистка, но и девочки разного возраста. Мне трудно быть объективной, но в этих юных исполнительниц я влюблена. Я даже не пытаюсь анализировать, как мы взаимодействуем, как копируем движения, находясь по разные стороны зеркала. Я просто испытываю трепет, у меня появляются странные магические ощущения.

— Детские роли в спектакле очень важны. Говорят, детей невозможно обмануть. С каким-то режиссером они зажимаются — и все, а с другим они хотят работать и не чувствуют усталости. В «Иоланте» занято несколько детей, два состава — и никто не зажимался. Такое ощущение, что с ними даже не надо было репетировать, он вошли в мизансцену и сразу все ухватили. А ведь там есть сложные моменты, они не просто прыгают- бегают, там мизансцены, выверенные до сантиметра, там у взрослого крыша поедет. А они так хотели в этом участвовать, такой трепет у них был! И сейчас они ждут спектакля, считают, сколько дней осталось. Это показатель. Значит это что-то настоящее.

Мария Литке

— На мой взгляд, «Иоланта» опережает наше время. Несмотря на то, что спектакль появился в нашем городе, где зрители, в частности, зрители нашего театра, открыты к современности и менее консервативны, после первых показов было ощущение, что публика еще не готова выйти за рамки классического видения оперы.

— Иоланту привыкли считать небесной красавицей. Согласно тексту либретто, она поразила воображение молодого человека, который увидел буквально небесного ангела. Сейчас ангелами нередко называют особенных людей или, если пользоваться устаревшими формулировками, людей с ограниченными возможностями. К ним относятся и аутисты — они живут по своим законам, в своем мире, и если и взаимодействуют с внешней средой, то с большим трудом.

Иоланта в представлении постановщика особенная девочка. Она где-то лунатик, где-то аутист. Она живет в своем мире и пытается этот мир соотнести с внешним миром, где существует её отец, не теряющий контакта с обществом. Он обычный человек, но в своей дочери видит много странного, угадывает в ней какое-то волшебство. А когда в доме появляются два молодых человека, у меня вообще есть сомнения, приходит ли это в реальности или только в воображении моей героини. Может быть, она уснула и видит, что к ней пришли два молодых человека, а потом словно входит в этот сон и продолжает жить внутри него. Это особое состояние её мира, неизвестно, спит она или бодрствует в это время, но вся жизнь происходит у нее в голове. Хочется спросить: а был ли Водемон? Она просто могла его себе таким представить — с крыльями и луком, отчасти Амуром, богом любви. В её воображении возникают разные персонажи, которые уживаются вместе без ссор и драматических столкновений.

— С Иолантой очень точно коррелируется героиня немецкого фильма «Босиком по мостовой». Она, например, не может переносить прикосновений. В ленте есть эпизод, когда девушка приходит на светское мероприятие и кто-то пытается с ней потанцевать, а она кричит и падает в обморок, шокируя всех. Это опять же проблема аутичной девушки, которая не хочет покидать пределы своего собственного мира. Сложно сказать, об этом ли опера Чайковского. Из его писем мы знаем, что во время её написания он много думал о божественной и земной любви, много размышлял на эту тему, и она тоже присутствует в нашем спектакле, но это понимание нельзя считать каноническим.

— В спектакле есть намек, что и Чайковский также неохотно покидал границы своего собственного мира. Если почитать его переписку с фон Мекк, становится понятно, что ей стоило больших усилий вытаскивать композитора из этого внутреннего убежища. Без нее он бы мог вообще не написать большей части того, что написал. Он также не мог существовать в обычном мире, он был как дитя. Связь между этой гранью образа Чайковского и Иолантой Андрий Жолдак чувствовал и хотел подчеркнуть: их чистоту и детскость, которую не стоит путать с инфантильностью, непосредственный взгляд на мир, но не банальный и не бытовой взгляд, а такой, который как будто бы угадывает мир в его целостности.

— Как это не удивительно, наш спектакль очень хорошо воспринимают дети и подростки. Там есть много того, что есть в современных фильмах, и они это улавливают. Благодаря видео присутствует многослойность картинки, иллюзия волшебства. У детей, как и у нашей Иоланты, часто бывают придуманные друзья, с которым они играют благодаря воображению, поэтому для них это абсолютно понятно, почему она играет со своими зеркальными отражениями. Дети изучают окружающий мир и себя через зеркало. Иоланта вроде бы должна быть взрослой девушкой, но в основном ее мир очень детский, светлый и игровой. Ей все время хочется быть внутри какой-то картинки, она путешествует по разным мирам. Для нее внутренние люди — это ангелы с крыльями, но в реальности они совсем не ангелы, она видит внутреннюю агрессию каждого, хотя сама живет в «Городе золотом», словно в песне Бориса Гребенщикова.
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.