19.04.2021
Премьера оперы «Опричник»
18 и 20 мая на нашей сцене состоятся премьерные показы оперы Петра Ильича Чайковского «Опричник». Михайловский театр обращается к редко исполняемому сочинению композитора, чтобы показать, что это «настоящий Чайковский», полноценная, мощная партитура нашего гения. Над созданием спектакля работают режиссёр Сергей Новиков и художник Александр Купалян. Музыкальный руководитель постановки — главный дирижер Михайловского театра Александр Соловьев.
Благодаря «Опричнику» Чайковский завоевал репутацию «оперного композитора». Это его третья опера и первая, увидевшая сцену. Две предыдущих — «Воевода» и «Ундина» — не удовлетворили автора и были им уничтожены. Либретто композитор сочинил сам, сюжет заимствовал из исторической драмы Ивана Ивановича Лажечникова. Премьера прошла в Петербурге в апреле 1874 года под управлением Эдуарда Францевича Направника. Название закрепилась в репертуаре Мариинского театра, за полтора года спектакль прошёл 14 раз. Однако же Чайковский находил в «Опричнике» «неровность стиля» и «живые нитки» и, уже будучи признанным гением во всеоружии мастерства, собирался вновь обратиться к этой партитуре, чтобы переработать ее. Но осуществить этот замысел не успел.
«Тема власти на сцене всегда очень чувствительна, — говорит режиссер-постановщик Сергей Новиков. — Исторический опыт свидетельствует, что исключительная вседозволенность приводит к разрушительным последствиям для человека, для его личности и души. Опричнина просуществовала всего семь лет, в итоге Иван Грозный ее разогнал и под страхом смертной казни запретил употреблять само слово. Но вопреки всему вот уже почти пять веков определение “опричнина” продолжает жить в памяти народа, ассоциируясь с жестокими страницами нашей истории. Наша задача — вновь открыть для публики эту интереснейшую оперу. Как говорил Фёдор Иванович Шаляпин, исполнявший партию князя Вязьминского, “Опричник”, безусловно, обогатил бесценный ларец русской культуры».
«Малоизвестный “Опричник” — предшественник больших симфонических и оперных полотен, — полагает Александр Соловьев, музыкальный руководитель постановки. — Чайковский ищет инструменты глубинного воздействия музыки на человеческую психику. Интересно проследить зарождение стиля композитора, найти маленькие ростки, или густые ветви, а иногда мощные стволы, на которые он будет опираться в будущем. “Опричник” нуждается в подобном прочтении, а его воплощение на сцене — в серьёзной работе ума и души».
Главные партии в спектакле готовят Валентина Феденева, Ольга Черемных Иван Гынгазов, Сергей Кузьмин, Екатерина Егорова, Светлана Токарева, Александр Безруков, Александр Кузнецов, Софья Файнберг, Вадим Волков.
Благодаря «Опричнику» Чайковский завоевал репутацию «оперного композитора». Это его третья опера и первая, увидевшая сцену. Две предыдущих — «Воевода» и «Ундина» — не удовлетворили автора и были им уничтожены. Либретто композитор сочинил сам, сюжет заимствовал из исторической драмы Ивана Ивановича Лажечникова. Премьера прошла в Петербурге в апреле 1874 года под управлением Эдуарда Францевича Направника. Название закрепилась в репертуаре Мариинского театра, за полтора года спектакль прошёл 14 раз. Однако же Чайковский находил в «Опричнике» «неровность стиля» и «живые нитки» и, уже будучи признанным гением во всеоружии мастерства, собирался вновь обратиться к этой партитуре, чтобы переработать ее. Но осуществить этот замысел не успел.
«Тема власти на сцене всегда очень чувствительна, — говорит режиссер-постановщик Сергей Новиков. — Исторический опыт свидетельствует, что исключительная вседозволенность приводит к разрушительным последствиям для человека, для его личности и души. Опричнина просуществовала всего семь лет, в итоге Иван Грозный ее разогнал и под страхом смертной казни запретил употреблять само слово. Но вопреки всему вот уже почти пять веков определение “опричнина” продолжает жить в памяти народа, ассоциируясь с жестокими страницами нашей истории. Наша задача — вновь открыть для публики эту интереснейшую оперу. Как говорил Фёдор Иванович Шаляпин, исполнявший партию князя Вязьминского, “Опричник”, безусловно, обогатил бесценный ларец русской культуры».
«Малоизвестный “Опричник” — предшественник больших симфонических и оперных полотен, — полагает Александр Соловьев, музыкальный руководитель постановки. — Чайковский ищет инструменты глубинного воздействия музыки на человеческую психику. Интересно проследить зарождение стиля композитора, найти маленькие ростки, или густые ветви, а иногда мощные стволы, на которые он будет опираться в будущем. “Опричник” нуждается в подобном прочтении, а его воплощение на сцене — в серьёзной работе ума и души».
Главные партии в спектакле готовят Валентина Феденева, Ольга Черемных Иван Гынгазов, Сергей Кузьмин, Екатерина Егорова, Светлана Токарева, Александр Безруков, Александр Кузнецов, Софья Файнберг, Вадим Волков.