Премьера оперы «Опричник»

19 апреля 2021

Премьера оперы «Опричник»

Премьера оперы «Опричник»

18 и 20 мая на нашей сцене состоятся премьерные показы оперы Петра Ильича Чайковского «Опричник». Михайловский театр обращается к редко исполняемому сочинению композитора, чтобы показать, что это «настоящий Чайковский», полноценная, мощная партитура нашего гения. Над созданием спектакля работают режиссёр Сергей Новиков и художник Александр Купалян. Музыкальный руководитель постановки — главный дирижер Михайловского театра Александр Соловьев.

Благодаря «Опричнику» Чайковский завоевал репутацию «оперного композитора». Это его третья опера и первая, увидевшая сцену. Две предыдущих — «Воевода» и «Ундина» — не удовлетворили автора и были им уничтожены. Либретто композитор сочинил сам, сюжет заимствовал из исторической драмы Ивана Ивановича Лажечникова. Премьера прошла в Петербурге в апреле 1874 года под управлением Эдуарда Францевича Направника. Название закрепилась в репертуаре Мариинского театра, за полтора года спектакль прошёл 14 раз. Однако же Чайковский находил в «Опричнике» «неровность стиля» и «живые нитки» и, уже будучи признанным гением во всеоружии мастерства, собирался вновь обратиться к этой партитуре, чтобы переработать ее. Но осуществить этот замысел не успел.

«Тема власти на сцене всегда очень чувствительна, — говорит режиссер-постановщик Сергей Новиков. — Исторический опыт свидетельствует, что исключительная вседозволенность приводит к разрушительным последствиям для человека, для его личности и души. Опричнина просуществовала всего семь лет, в итоге Иван Грозный ее разогнал и под страхом смертной казни запретил употреблять само слово. Но вопреки всему вот уже почти пять веков определение “опричнина” продолжает жить в памяти народа, ассоциируясь с жестокими страницами нашей истории. Наша задача — вновь открыть для публики эту интереснейшую оперу. Как говорил Фёдор Иванович Шаляпин, исполнявший партию князя Вязьминского, “Опричник”, безусловно, обогатил бесценный ларец русской культуры».

«Малоизвестный “Опричник” — предшественник больших симфонических и оперных полотен, — полагает Александр Соловьев, музыкальный руководитель постановки. — Чайковский ищет инструменты глубинного воздействия музыки на человеческую психику. Интересно проследить зарождение стиля композитора, найти маленькие ростки, или густые ветви, а иногда мощные стволы, на которые он будет опираться в будущем. “Опричник” нуждается в подобном прочтении, а его воплощение на сцене — в серьёзной работе ума и души».

Главные партии в спектакле готовят Валентина Феденева, Ольга Черемных Иван Гынгазов, Сергей Кузьмин, Екатерина Егорова, Светлана Токарева, Александр Безруков, Александр Кузнецов, Софья Файнберг, Вадим Волков.