Регистрация Ваша корзина

Новости

«Мастер и Маргарита»: 40 лет спустя

05.07.2012

«Мастер и Маргарита»: 40 лет спустя

В июле Михайловский театр отметит 80-летний юбилей выдающегося композитора Сергея Слонимского. В программу праздничных вечеров 9 и 10 июля войдет концертное исполнение первой части оперы «Мастер и Маргарита». Портал OpenSpace публикует воспоминания автора об обстоятельствах, сопутствовавших сочинению оперы и ее премьере.

«9 и 10 июля Владимир Юровский, любящий репертуарные сенсации, проводит в Михайловском театре юбилейный концерт классика советской композиторской школы Сергея Слонимского. Спустя 40 лет в Санкт-Петербурге прозвучит первый акт оперы «Мастер и Маргарита», запрещенной сразу же после ее первого исполнения здесь в 1972 году. Для Юровского, в 1989 году студентом участвовавшего в московской премьере оперы под руководством своего отца, это, можно сказать, семейная история. Давние, но не сказать чтоб совсем потерявшие актуальность обстоятельства вспоминает сам 80-летний композитор.

— Замысел оперы на сюжет «Мастера и Маргариты» возник у меня, как только был опубликован роман, — до сих пор храню два номера журнала «Москва», где его печатали. Читая книгу, я сразу же представлял два параллельных ряда событий, которые могли разворачиваться на оперной сцене: события в Иерусалиме в первом веке нашей эры и судилище, которое советская власть устраивала над каждым честным творческим, научным или политическим деятелем. И еще меня захватил романтизм образа Маргариты, ее чистая и бескорыстная любовь к Мастеру. Загадка Воланда открылась мне позже, сначала я обходил этот пласт романа, полностью попав под воздействие образа Иешуа, — существа бесконечно доброго, какого не может быть на Земле. Но и Воланд по-своему добр: он наказывает только преступление — и те действия, которые противны человеческому естеству.

Сразу же встал вопрос о либретто. Я видел «Мастера и Маргариту» как оперу абсурда, в том смысле, как у Хармса или Беккета: не бессмыслицу, а действие, где реалистически достоверная последовательность событий не обязательна, где времена могут смешиваться. Например, одновременно — Голгофа и уничтожение критиками Мастера. Иногда действие может разворачиваться от обратного, от эпилога. Так, эпилог перемещается в начало: Пилат после казни Иешуа умоляет, чтобы ему сказали, что казни не было, что она ему только привиделась. Такое свободное действие, где сцены не связаны жесткой хронологией, не приветствовалось в советском театре, да и на Западе в те годы таких примеров было очень немного.

Над либретто первоначально работал Юрий Димитрин, позже к нему присоединился Виталий Фиалковский. Я сам тоже многое добавил в либретто, перенес часть текста непосредственно из романа, расширил образ Иуды, дал ему целую арию.

Основу музыкальной драматургии я нашел у Монтеверди — ренессансная, добаховская модель по-прежнему может быть стержнем новой драмы в музыке. Первую часть оперы я написал очень быстро, и легко нашел исполнителей: музыкантов-инструменталистов из оркестра Мравинского и вокалистов — артисты очень хотели новой работы. К моменту, когда была подготовлена премьера первой части, уже были почти завершены второй и третий акты. Нашу работу поддерживал Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Была довольно странная премьера. Толпа, пытавшаяся каким угодно образом прорваться в сравнительно небольшой зал Дома композиторов, превышала вместимость этого зала многократно. В зале было четверо лауреатов Ленинской премии — выдающиеся люди, понимающие роль искусства: Георгий Товстоногов, Евгений Мравинский (он в Доме композиторов был впервые), Давид Ойстрах (сидел с партитурой на коленях) и Геннадий Рождественский — за дирижерским пультом. Но решали вопрос о будущем оперы не они, а «работники невидимого фронта». Их в зале тоже было четверо, но в лицо их никто не знал.

После премьеры, когда мы с Рождественским ужинали у него в гостинице, он сказал мне, чтобы не позже чем в 9 утра я переписал запись, потому что в 10 ее размагнитят. Я успел переписать, а ровно в 10 часов раздался звонок из обкома: опера запрещена к показу. Андрею Петрову было приказано провести заседание правления Союза композиторов, осудить и запретить. Миссия эта была ему неприятна, но он ее выполнил. За меня вступились старшие коллеги: Борис Арапов, Люциан Пригожин, Иосиф Пустыльник, Израиль Финкельштейн, Наталья Котикова, Феодосий Рубцов (основатель фольклористики). Они не пропустили резолюцию «признать идейно порочной», пришлось это сделать административному аппарату города. Было проведено решение, запрещающее исполнение оперы в музыкальных театрах, ВААП получило указание не выпускать музыкальный материал за границу, хотя оттуда уже поступали запросы. Рукопись я держал не дома, чтобы ее не конфисковали. Таким образом жизнь оперы была остановлена на 17 лет. Следующее исполнение состоялось только в разгар перестройки, и оно стало возможным благодаря Михаилу Юровскому.

«Мастер и Маргарита» — одно из самых серьезных моих сочинений. Я работал над ним, находясь в самом цветущем возрасте. Запрет оперы был в моей творческой биографии не первым и не последним. Та же участь постигла целый ряд других моих вещей: инструментальный квартет «Антифоны», романсы на стихи Ахматовой, кантату «Голос из хора» на стихи Блока.

Опера имеет определенное генетическое родство с квартетом «Антифоны», созданным в 1968 году. Я использовал там «квантовую ритмику», как в фольклоре, когда ансамбль возникает не на основе счета и нельзя точно предсказать время появления определенной ноты. Музыкантам нужно не считать, а интонировать; я даже расположил музыкантов в разных частях зала, чтобы подчеркнуть особость каждого инструмента; потом они выходили на сцену, сближались; ансамбль формировался на интонационной основе. К слову, когда «Антифоны» запрещали, в числе моих прегрешений было и такое: «музыканты не должны ходить по сцене». Еще в списке претензий — об этом сейчас даже стыдно говорить вслух — «четверть тона музыкантам не взять». В целом квартет охарактеризовали как «типичный западный модерн».

Идеи, опробованные в этом квартете, я продолжил в «Мастере и Маргарите». В опере очень велика роль инструментов: к персонажу как будто прикреплена тень определенного инструмента или группы. Каждому вокальному эпизоду, ариозному построению соответствуют одна, две или три монодии, как это было в греческой трагедии. Они или удваивают вокальную мелодию, иногда с отступлениями, или ведут свою, близкую вокальной партии или противоположную ей. Колоритную свиту Воланда я сразу представил как инструментальный театр: Кот — это флейта-пикколо, Коровьев — фагот. Образ Пилата очень сильно трансформируется, эволюционирует, поэтому ему соответствуют несколько инструментов. Сначала он был задумчивым кларнетом, потом омрачался и становился бас-кларнетом — на октаву ниже; дальше, когда он произносил страшные слова приговора, на смену кларнетам приходили медные духовые — трубы и тромбоны. Иешуа — это дуэт арфы и гобоя, точнее, трио, потому что было две арфы, по-разному настроенные.

В дальнейшем, продолжая работу над второй и третьей частями, я усилил роль хора, а «Бал у сатаны», включая эпизод с Фридой, решил как преимущественно балетную сцену.

Запрет «Мастера и Маргариты» был страшным ударом для меня, но я не донимал власть имущих жалобами, не обременял своими проблемами Дмитрия Шостаковича, хотя он поддержал мой замысел и высоко оценил мою работу. В разгар «запретительных» пленумов и заседаний, в конце весны 1972 года, случайно встретил на Марсовом поле Иосифа Бродского, с которым мы были дружны. До его отъезда на Запад оставались буквально дни. «Может, вместе поедем?» — обратился он ко мне, зная, что меня выгоняют из консерватории. «Но ты же не хочешь уезжать?» — спросил я своего друга. «Не хочу», — был его ответ. «Вот и я не хочу».

В те годы роман «Мастер и Маргарита» не стал еще сверхпопулярным произведением, не было еще спектакля в Театре на Таганке, не начиналась многостраничная эпопея с экранизациями. Андрей Петров, на которого возложили неприятную миссию организовать запрет по линии Союза композиторов, еще не мог предположить, что вскоре сам будет сочинять музыку к балету на этот сюжет.

Сейчас «Мастер и Маргарита» вполне успешно превращен в китч. С каждым великим сочинением происходит нечто подобное — это неизбежно. Оно привлекает самых разных людей из смежных искусств, и из бесконечных инсценировок в итоге получается эрзац, где смысловое богатство романа сводится к мелодраме или цирковым трюкам. Но ведь не директор варьете виновник происходящего! Он только одна из жертв.

Примерно об этом мы говорили с дирижером Михаилом Юровским, когда одновременно оказались в доме отдыха в Рузе. Я в подробностях рассказал ему историю первого исполнения и запрета моей оперы. Он ею очень заинтересовался, и под его управлением состоялось первое исполнение «Мастера и Маргариты» в Москве — в Большом зале консерватории в 1989 году. Тогда, после московской премьеры, все отметили, что сцена Голгофы близка «Страстям по Матфею» Баха. Полностью опера впервые прозвучала только в 2000 году — и тоже под управлением Михаила Юровского. Это было в Ганновере, в рамках всемирной выставки ЭКСПО-2000; опера шла в немецком павильоне и на немецком языке.

Владимир Юровский, сын Михаила Юровского и музыкальный руководитель постановки в Михайловском театре, был одним из участников московской премьеры. Тогдашний студент, он был в ансамбле драматических артистов, изображавших членов МАССОЛИТа. Параллельно с высокой трагедией и евангельской простотой Голгофы разыгрывалась сцена, где критики уничтожают роман Мастера; гиньоль и гротеск этого побоища переданы через разговорные диалоги. Исполнителем одной из разговорных ролей был тогда Владимир Юровский".

OpenSpace.ru
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.