На репетиционной площадке «Евгения Онегина»:
Василий Петренко
Рассказывает Василий Петренко, музыкальный руководитель постановки и дирижёр:
— В моей жизни это четвертая постановка «Евгения Онегина» — я дирижировал оперой в Великобритании, Франции и США — но первая в России, и это принципиально важно для меня. «Онегин» — это очень русское произведение и я надеюсь, что здесь, в Петербурге, на сцене Михайловского театра, у меня получится в большей степени приблизиться к партитуре Чайковского. Мы с оркестром, солистами и хором старательно ищем смысловые, мотивационные, лейтмотивные интонации, которые композитор заложил в опере. Тексты и мелодия «Онегина» синкретичны, они слиты неразрывно. Мы надеемся достичь точной связи между ними, органичности эмоционального исполнения.
В отличие от других произведений Чайковского, премьеры которых обычно проходили на императорских сценах Москвы и Петербурга, «Онегин» изначально создавался для более камерного театрального пространства. Сам Чайковский не случайно назвал оперу «лирическими сценами». Ему нужны были не блеск и роскошь декораций, а искренняя история; не куклы, а люди — с чувствами, мыслями и проблемами, которые понятны и близки композитору. Это проявляется и в либретто, и в музыке. Оркестровка «Евгения Онегина» ведь на самом деле очень камерная: здесь практически нет труб и тромбонов, вся основная нагрузка лежит на струнных инструментах, передающих мельчайшие движения души. Верно найти и передать все краски и цвета струнных, отразить поэтичность музыки — это требует очень кропотливой и слаженной работы оркестра.
Опера «Евгений Онегин» — одна из самых петербургских в творчестве композитора. Опера буквально пропитана петербургским духом, а сам Онегин — это же типичный петербургский диссидент, который много говорит, размышляет, философствует, но мало делает и старается скрыться от окружающего его общества. В опере выстроена сложнейшая система петербургских лейтмотивов — и я надеюсь, что нам удастся показать их зрителям.