Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Очень неприятно — ЦАРЬ: премьера Андрея Могучего в Михайловском

29.01.2014

Очень неприятно — ЦАРЬ: премьера Андрея Могучего в Михайловском

Андрей Могучий выпустил в Михайловском театре долгожданную «Царскую невесту». От режиссера-авангардиста, которого хитросплетения судеб стремительно ввели в когорту самых влиятельных деятелей культуры Петербурга, все ждали своего: ревнители оперного искусства с замиранием сердца предвкушали очередное «надругательство» над шедевром Римского-Корсакова, оптимистично настроенные сторонники актуального театрального пространства — торжество концептуального над ветхими подходами к опере.

В результате все получили, что ожидали: музыкальная часть была почти без изъянов, сценография — «жирной» и аскетичной одновременно, а Могучего после «Невесты» можно в равной степени как проклинать, так и превозносить — режиссер проработал материал самым тщательным образом, что не помешало ему вдоволь поиронизировать над штампами воплощения этой оперы, в частности — великодержавностью.

Сценическое оформление, на котором остановились Андрей Могучий и художник Максим Исаев, дуалистично: в постановке отсутствуют глобальные фоновые декорации, зато на сцене тесно от табуреток, лестниц, деревянных идолов и прочего фарша. Занавес не опускается до самого финала: в антрактах зрители могут видеть, как на сцене меняют реквизит, а исполнители занимают свои места еще до третьего звонка, наблюдая, как в зале неторопливо рассаживаются зрители.

Цветовое решение спектакля — слиянье черного и пестрого. Доминирование сумрака, привычного для постановок из времен Ивана Грозного, обеспечивают мрачные кулисы, выстроенные в сужающийся коридор. Тьма соседствует с теплой фактурой деревянных декораций и яркими историческими костюмами, которые предназначены только для детей. Именно они изображают опричников, бояр, частично горожан, Марфу и ее жениха в детстве, а также царя. Есть еще белые одежды одиннадцати невест-претенденток на царское ложе да невинное платье Марфы в комплекте с цветочным венком.

Избыточность — главное слово в описании происходящего на сцене. Марфа в безмятежный период своей сценической истории напоминает какую-то ундину, да что там: она выглядит карикатурно стерильной невинницей — незамутненность образа полнейшая. Остальные персонажи облачены в темно-серые офисные костюмы, дамы — на шпильках и с гвоздиками в руках, которыми они приветствуют государев лик, спускающийся с небес. Уровень официоза зашкаливает, равно, как и лучезарность царя, подкрепленная обрамлением из лампочек по периметру портрета. Такие же лампы подчеркивают коридор из кулис, придавая «Царской невесте» вполне бродвейский вид.

Те опричники, которых изображают взрослые актеры, носят на себе то ли песьи, то ли волчьи головы, Малюте Скуратову досталась морда бультерьера — отвратное зрелище. В действие персонажи буквально въезжают в деревянных коробах на колесиках, выполненных в стиле русской архаики. И хотя сценическое пространство они съедают, но не выглядят лишними. Скорей всего, дело в том, что художник-постановщик почувствовал музыку Римского-Корсакова, которая полностью укладывается в канву художественного процесса, характерного для русского искусства рубежа 19-20 веков, когда и создавалась «Царская невеста». Интерес к русским «древностям», историческим и псевдоисторическим узорам и орнаментам в прикладном искусстве был тогда мейнстримом. А это значит, что выдержанные именно в таком ключе декорации с большой долей вероятности могли быть использованы в первых постановках оперы.

Возмещая отсутствие обрамляющих декораций и создавая для зрителя систему навигации по действию оперы, Могучий использует своеобразные теги — в самых разных эпизодах на сцене возникают рабочие, которые проносят громадные буквы, составленные в слова: мед, чарочки, совет да любовь и т.д. Иногда эти теги проецируются вверху, позволяя обойтись условностями. Например, последним толчком для принятия Любашей решения прикупить смертельного зелья для соперницы-Марфы (само собой, слово «зелье» тут же пересекает сцену) стало веселье в стане противника: следом за надписью «В доме Собакиных» появляется световое пятно, на котором отображаются тени сплетенных в разудалом танце рук. Иногда количество тегов зашкаливает, зато обошлось без дополнительных трат — недешево и сердито. А порой и крайне выразительно: в последнем акте над умирающей Марфой, пребывающим в отчаянии Грязным и скорбящими родственниками нависает мощная плита со зловещими пепельно-красными буквами, выглядящими очень неприятно — «ЦАРЬ».

Апогеем буквального подхода к делу становится сцена секстета с хором — предсвадебный сговор в доме Собакина, увенчанный тегом «Любовь», который спускается сверху весь в диско-огоньках и вспыхиваниях, равно как и пиджачок Лыкова, украшенный электрогирляндой. На платформу-основание в это время проецируются изображения цветов кислотной расцветки, а влюбленная пара объясняется на составленных лестницах, увитых бутончиками. Когда является процессия от царя с вестью об избрании Марфы царской невестой, все рушится, а главная героиня укладывается в опустившуюся лестницу с цветами по периметру, что очень кстати напоминает каноническую мизансцену положения во гроб.

Именно система слов-тегов вызывала неоднократный смех и оживление в зале. В эти же моменты раздавались и возгласы недовольства той части публики, которая не прониклась находками Могучего-Исаева. Но всегда ситуацию спасало музыкальное воплощение оперы.

Михайловский театр все прибавляет и прибавляет в исполнительском мастерстве, конкурентам есть повод призадуматься. Михаил Татарников и его оркестр с блеском передали все, что хотел сказать композитор, правда, в отдельных эпизодах звучание тускнело, но ненадолго. Отдельное наблюдение — Александр Кузнецов (Грязной) подчистую перепел Евгения Ахмедова (Лыков), не на первом плане оказалась Светлана Мончак (Марфа), уступив в образности и яркости солистке Молодежной академии Мариинского театра Ирине Шишковой (Любаша). Но это вовсе не значит, что Ахмедов и Мончак пели плохо — просто Кузнецов и Шишкова взлетали голосами под небеса. Самые приятные впечатления оставили Марина Трегубович (Домна Сабурова), Ирина Михайлова (Дуняша) и Карен Акопов (Василий Собакин). Среди особенно удачных номеров нельзя не упомянуть песню Любаши «Снаряжай скорей, матушка родимая», исполненную а капелла, и дивный, умопомрачительный квартет Марфы, Лыкова, Собакина и Дуняши из второго действия — на «Царскую невесту» в Михайловский стоит сходить ради него одного. И еще одна особенность: наличие детских голосов повлекло и некоторые изменения в музыкальном тексте — специально для юных исполнителей (Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга) была прописана партия дискантов, которой нет у Римского-Корсакова.

Можно ли поздравить Михайловский театр и всех нас с удачной премьерой? С музыкальной точки зрения — несомненно. С точки зрения режиссуры каждый решает для себя. Автору этих строк понравилось очень, но в зале встречались и нарочитые сцены возмущения. На этот случай Андрею Могучему можно посоветовать обзавестись еще одним тэгом: если когда-нибудь на поклонах до его слуха долетит неприветливое слово, пусть дюжие мужики продефилируют по сцене, неся сбоку буквосочетание «САМ ДУРАК».

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.