Пламя Парижа
балет в трёх актах
музыка Бориса Владимировича Асафьева
Легендарный балет о событиях Великой французской революции считается одной из самых больших удач советского музыкального театра. Его первые зрители в общем порыве вставали с мест и вместе с артистами пели Марсельезу во весь голос. Яркий и зрелищный спектакль Михайловского театра не только сохраняет хореографический текст и мизансцены первоисточника, но и бережно воссоздаёт его революционный пыл. В масштабной постановке занято больше ста человек — артисты балета, миманс, хор, а танец и актёрское мастерство сливаются в единое целое. Этот живой и энергичный балет продолжает оставаться источником радости и веры в идеалы.
Акт первый
Лето 1792 года. Предместье Марселя. Из леса с тележкой хвороста выходят крестьянин Гаспар и его дети, Жанна и Жак. Слышны звуки рога — это возвращается с охоты маркиз де Борегар, хозяин этих земель. Гаспар с детьми, собрав вязанки, спешат уйти, но не успевают. Маркиз разгневан тем, что крестьяне собирают хворост в его лесу. Он собирается наказать их, но, заслышав революционную песню, скрывается в замке.
Появляется отряд повстанцев под командованием Филиппа, они направляются в Париж на помощь революционному народу. Повстанцы помогают Гаспару и Жанне. Приходят крестьяне и крестьянки, Филипп призывает их вступать в отряд. Присоединяется к восставшим и Гаспар с детьми. Все направляются в Париж.
Праздник в королевском дворце. После танцев церемониймейстер приглашает всех на спектакль придворного театра. Актёры Диана Мирей и Антуан Мистраль представляют героев, раненных стрелой Амура. Входят король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта. Офицеры произносят хвалебные тосты. Появляется маркиз де Борегар, он бросает к ногам короля трёхцветный флаг восставших с надписью «Мир хижинам, война дворцам!» Людовика просят подписать документ, призывающий ввести войска во Францию и покончить с революцией. Король колеблется, но Мария-Антуанетта убеждает его поставить подпись. Обнажив оружие, офицеры салютуют монаршей чете.
Поклонники Дианы Мирей приглашают актёров принять участие в празднике. Мирей и Антуан импровизируют короткий танец, восторженно принимаемый зрителями. Захмелевший маркиз настойчиво приглашает Мирей на танец, она вынуждена согласиться. Диана старается держаться ближе к Мистралю, который пытается отвлечь де Борегара, но маркиз грубо отталкивает актёра; несколько офицеров отводят Антуана к столу. Наконец Мирей под благовидным предлогом тоже выходит, но маркиз направляется за ней.
Мистраль замечает забытое на столе «Обращение к Пруссии» с любопытством читает его. Вернувшийся маркиз замечает бумагу в руках Антуана: не владея собой, он смертельно ранит актёра из пистолета. На звук выстрела в зал вбегает Мирей. Она склоняется над Мистралем и видит, что он мёртв. Вдруг она замечает бумагу, зажатую в его руке. За окнами раздаются приближающиеся звуки «Марсельезы». Мирей понимает, почему убили Мистраля. Спрятав бумагу, она убегает из дворца.
Акт второй
Ночь. Площадь в Париже, куда стекаются толпы горожан, вооруженные отряды из провинций, в их числе овернцы и баски. Среди басков — Тереза, активная участница уличных выступлений. Появление Дианы Мирей прерывает танцы. Она отдаёт толпе свиток с обращением короля к пруссакам, и народ убеждается в предательстве аристократии. Звучит «Карманьола», толпа танцует. Филипп призывает штурмовать Тюильри. С революционной песней «Ça ira» толпа идёт к королевскому дворцу.
Народ врывается во внутренние покои дворца. Филипп сталкивается с маркизом де Борегаром. После ожесточенной схватки Филипп выбивает у маркиза шпагу, тот пытается застрелить Филиппа из пистолета, но толпа набрасывается на него. Швейцарцы, последние защитники короля, сметены. Тереза вбегает со знаменем в руках и падает, сражённая пулей одного из офицеров. Дворец взят. Баски, Филипп и Гаспар поднимают над головами тело Терезы, народ склоняет флаги.
Акт третий
Торжество в честь взятия Тюильри. Танцы веселящегося народа сменяются выступлениями актеров парижских театров. Диана Мирей, в окружении девушек в античных костюмах, исполняет танец с трёхцветным флагом, олицетворяющий победу Революции и Свободу. Исполняются танцы-аллегории Равенства и Братства. Народ осыпает цветами танцующих Жанну и Филиппа: это также и день их свадьбы. Звучит «Карманьола». Как символ свободы народ несёт на руках Диану Мирей.
Премьера постановки: 22 июля 2013
Либретто Николая Волкова и Владимира Дмитриева по роману Феликса Гра «Марсельцы» в редакции Михаила Мессерера
- ХореографияВасилий Вайнонен в редакции Михаила Мессерера
- Сценография и костюмыВладимир Дмитриев
- Балетмейстер-постановщикМихаил Мессерер
- Музыкальный руководитель постановкиВалерий Овсяников
- Ассистент музыкального руководителяВалентин Богданов
- Реконструкция декораций и костюмовВячеслав Окунев
- Ассистенты по реконструкции декораций и костюмовВячеслав Лебедев, Анна Котлова
- Художник по светуАлександр Кибиткин
- Продюсер постановкиакадемик Дмитрий Астафьев
- Ассистенты балетмейстера-постановщикаАнна Разенко, Евгений Попов