Русалка
опера в трёх действиях
музыка Антонина Дворжака
исполнители
История любви Русалки и Принца, которые оказались на перепутье фантастического мира и обычной земной жизни, рассказана Антонином Дворжаком проникновенным музыкальным языком. Славянская мифология соединилась с тонкой поэтикой, красивые мелодии развиты в строгих рамках классической оперной школы. Главным героям выпали муки выбора и испытания на границе любви и смерти. Полноправными участниками грустной истории о борьбе за любовь и милосердие являются Водяной, Баба-яга, другие обитатели озер и лесов, но это только подчеркивает ее человечность и глубину. Русалка, полюбив Принца, мечтает стать смертной, испытать то, что предназначено земным женщинам. Проклятая темными силами и покинутая возлюбленным, она не может вернуться к обитателям вод и обречена нести смерть людям — но вместо мести выбирает всепрощение. За сказочным названием стоит очень серьезная и абсолютно взрослая история, которая обогатит эмоциональный опыт вдумчивого слушателя.
На берегу лесного озера грустит Русалка. Только Водяному она может поведать о своём горе. Совсем недавно она страстно влюблена в прекрасного Принца и готова на всё, лишь бы быть с ним. Она хочет получить человеческую душу. Водяной опечален: много горя принесёт Русалке эта любовь. Но, тронутый мольбами, он посылает её за советом к Бабе-яге. Старуха берётся помочь, но ставит условие: обретя человеческую душу, Русалка станет немой, а если потеряет любовь Принца, не сможет вернуться к своим сёстрам и погубит любимого. Русалка согласна на всё. Превращение совершается. С рассветом к берегу озера приходит Принц, заблудившийся на охоте. Он видит прекрасную девушку и, полюбив её с первого взгляда, уводит в свой замок.
Действие второе
В замке готовятся к свадьбе. Придворные оживлённо обсуждают это событие, удивляются таинственному появлению невесты. А невеста невесела. Княжна, гостящая в замке, всё больше завладевает вниманием Принца. Водяной с болью наблюдает, как молча страдает Русалка. Она старается привлечь к себе жениха, но он её отталкивает. Водяной проклинает Принца, предрекает ему смерть и увлекает Русалку в глубокий омут. Княжна торжествует — свадьба расстроена.
Действие третье
Вновь Русалка на лесном озере. Теперь она обречена на вечные скитания. Баба-яга предлагает снять с неё проклятие: для этого Русалка должна убить Принца. Но разве поднимется её рука на того, кто ей дороже жизни? Принца томит тоска: прошло мимолётное увлечение Княжной, и мысли его принадлежат бесследно исчезнувшей невесте. Придя на берег озера, он призывает Русалку, и она появляется из глубины. Принц радостно бросается навстречу, но она останавливает его. Русалка всё ещё горячо любит своего жениха. Она прощает ему свои страдания и предупреждает, что её прикосновение смертельно. Но Принцу не нужна жизнь без любимой. Русалка целует Принца, и он умирает в её объятиях.
Премьера в Михайловском театре: 30 октября 2009 года
Либретто Ярослава КвапилаМузыкальный руководитель постановки: Петер Феранец
Режиссёр-постановщик: Игорь Коняев
Художники-постановщики: Пётр Окунев, Ольга Шаишмелашвили
Художник по свету: Денис Солнцев
Хореограф: Мария Кораблёва
Художественный руководитель и главный дирижёр хора: Владимир Столповских
Ответственный концертмейстер: Наталья Дудик
Режиссёр: Юлия Прохорова
Ассистент режиссёра: Вячеслав Калюжный
Хормейстеры: Алексей Дмитриев, Сергей Цыпленков
Концертмейстер балета: Наталия Спичка
Консультант по чешскому языку: Елена Коломийцева
Субтитры: Маргарита Куницына-Танкевич
Режиссёр, ведущий спектакль: Ольга Кох
Декорации и костюмы изготовлены театрально-творческими мастерскими ООО «Возрождение»