Премьера

Собор Парижской Богоматери

балет в двух актах

музыка Мориса Жарра

Можно оплатить Пушкинской картой Можно оплатить
Пушкинской картой
Продолжительность
1 час 50 минут, 1 антракт
12+
для зрителей старше 12 лет

В 2024 году, в честь столетия со дня рождения Ролана Пети, Михайловский театр покажет на своей сцене одно из самых знаменитых творений хореографа — балет «Собор Парижской Богоматери».
Пети, вдохновлённый романом Виктора Гюго, создал поистине грандиозный спектакль о любви и смерти, преданности и коварстве. «Я хочу, чтобы для зрителей прояснился трагический смысл творения Виктора Гюго», — говорил Ролан Пети. Сюжетную канву балетмейстер свёл до линий четырёх главных героев — прекрасной Эсмеральды, трогательного Квазимодо, коварного Фролло и эгоистичного Феба. Первым исполнителем партии Квазимодо стал сам хореограф.
Мировая премьера балета состоялась в 1965 году на сцене Парижской оперы. Ошеломляющий успех спектаклю обеспечили не только яркая хореография Ролана Пети и авангардная музыка Мориса Жарра, но и смелые костюмы знаменитого кутюрье Ива Сен-Лорана и великолепные декорации известного художника театра и кино Рене Аллио. «Собор Парижской Богоматери» стал одной из самых стильных постановок своего времени.
В 2021 году Луиджи Бонино — хранитель традиций Ролана Пети, его друг и ассистент — перенёс балет в Новосибирск, и именно этот спектакль НОВАТа будет показан на сцене Михайловского театра.
Главные партии репетируют Анжелина Воронцова, Приска Цайзель, Анастасия Соболева, Иван Зайцев, Виктор Лебедев, Никита Четвериков, Эрнест Латыпов, Данила Хамзин, Михаил Баталов.

Акт первый

Картина первая. Праздник шутов

6 января 1482 года в Париже Людовика ХI, замкнутом между собором Парижской Богоматери, Лувром и Шатле, — между Богом, королем и правосудием — горожане собрались на праздник шутов. Здесь состязаются, гримасничая и паясничая, чтобы завоевать титул Папы шутов.
Вдруг появляется существо, затмевающее своей чудовищностью всех притворщиков, — хромоногий горбун Квазимодо, звонарь собора Парижской Богоматери. При виде его толпа на мгновение застывает в изумлении. Квазимодо объявляют Папой шутов, гротескный кортеж сопровождает несчастного калеку, который, наслаждаясь своим смехотворным титулом, выказывает и удовольствие, и снисходительность.

Картина вторая. Молитва

Появление Клода Фролло, архидьякона собора, нарушает ход праздника. Он пришел, чтобы напомнить людям, что жизнь дается не для потех и забав, а для покаяния и молитв. Пристыженный Квазимодо, будто верный пес, бросается к ногам Фролло. Этому суровому человеку он обязан жизнью: священник приютил, воспитал и сделал звонарем подкидыша, которого собирались бросить в костер кумушки, увидев в его уродстве печать дьявола.
Под маской неуязвимой добродетели Фролло прячет душу, терзаемую страстью с той минуты, как он увидел перед папертью собора танец цыганки Эсмеральды. Тщетно он пытается молиться: звуки ее бубна, как нестерпимая навязчивая идея, непрерывно звучат в голове.

Картина третья. Эсмеральда

Она появляется — столь прекрасная, что воистину «Бог предпочел бы ее Святой Деве». Эсмеральда танцует, и ее огненный танец призывает к любви.
Обезумев от страсти, архидьякон приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду.

Картина четвёртая. Двор чудес

Начинается преследование Эсмеральды по ночному Парижу среди нищих, калек, попрошаек, карманников — отверженных обитателей Двора чудес, чье царство — ночь.

Картина пятая. Позорный столб

Эсмеральду спасает вмешательство отряда стрелков, во главе которых гарцует красавец капитан Феб. Взгляд прекрасного офицера покоряет цыганку. Стрелки арестовывают Квазимодо и волокут его к позорному столбу под взглядами зевак. Лишь Эсмеральда, растроганная страданиями существа, от которого она еще недавно с ужасом бежала, проходит сквозь толпу, чтобы дать ему напиться. Этот жест сочувствия от девушки столь же прекрасной, сколь он уродлив, потрясает Квазимодо.

Картина шестая. Солдаты

Картина седьмая. Таверна

Час спустя Эсмеральда уже не думает о горбуне. Она полна любовью к Фебу, который триумфально шествует во главе солдат. Феб уводит Эсмеральду в таверну, с завсегдатаями которой он на дружеской ноге.
Феб остается наедине с Эсмеральдой и вскоре уже держит ее в своих объятиях. Но они не одни. Из темноты за ними следит Фролло. Опьяненный гневом и ревностью, он поражает Феба кинжалом и скрывается. Собирается толпа, караульные уводят Эсмеральду: все обстоятельства свидетельствуют о ее виновности.

Картина восьмая. Суд

Картина девятая. Виселица

Обвиненной в разврате, колдовстве и убийстве Эсмеральде не от кого ждать снисхождения — ни от судей, ни от публики, подстрекаемой Клодом. Ее судьба — быть повешенной.
Она уже в руках палача, когда вдруг появляется Квазимодо, не забывший великодушия цыганки. Оттолкнув стражников, он хватает Эсмеральду и уносит под своды собора Парижской Богоматери, дающего право убежища от правосудия. Как ни велик гнев Клода Фролло, он вынужден сдерживать людей, устремляющихся в храм. Толпа оглашает воздух радостным кличем: «Рождество! Рождество!»

Акт второй

Картина десятая. Колокольня

Квазимодо обходит дозором свои владения. Убедившись, что ничто не угрожает спасенной им красавице, он восторженно бьет в колокола.

Картина одиннадцатая. Эсмеральда и Квазимодо

Эсмеральда нежно благодарит Квазимодо. Стыдясь своего уродства, он набирается смелости, чтобы взять девушку за руку. Счастливый, Квазимодо гостеприимно показывает ей свои владения.
Вскоре побежденная усталостью Эсмеральда засыпает. Звонарь, полюбовавшись спящей, уходит, уверенный в ее безопасности.
Но собор — еще и владения архидьякона. Воспользовавшись отсутствием Квазимодо, Фролло появляется перед Эсмеральдой. Он пытается подчинить ее своей воле, заключить в объятия. Она с отвращением отталкивает Фролло.

Картина двенадцатая. Кошмар – штурм собора

Правосудие не может мириться с тем, что ему бросили вызов. Решением парламента собор лишен права предоставлять убежище осужденным, и солдаты бросаются на штурм храма. За ними следует народ, и Квазимодо в бессилии видит, как наступает толпа. Он тщетно пытается остановить людей, поливая толпу расплавленным свинцом, но нападающих слишком много.

Картина тринадцатая. Смерть

Погребальная процессия сопровождает Эсмеральду к виселице. На этот раз ничто не может помешать палачам сделать свое дело. Вместе с Эсмеральдой умирают звуки бубна, преследовавшие архидьякона по ночам. Обезумев от отчаяния, Квазимодо бросается на Фролло, осознав всю пагубность власти этого человека, и душит его. Тело священника скатывается к ступеням виселицы, в то время как Квазимодо уносит бездыханное тело той, которую он любил.
Годы спустя, рассказывает Виктор Гюго, в склепе, куда сбрасывали тела казненных, рабочие нашли два скелета, один из которых, казалось, сжимал другой в объятиях. Один скелет был женский, судя по сохранившимся остаткам одежды, другой — скелет уродливого мужчины. Когда их решили разделить, оба рассыпались в прах.

На что сходить
в театр вам?

Ответьте на несколько вопросов, и мы подберём спектакли на ваш вкус

Подобрать спектакли
Подробнее Смотреть галерею