Спартак
балет в двух актах
музыка Арама Ильича Хачатуряна
Пушкинской картой
исполнители
Императорский Рим с его пышными шествиями, оргиями и гладиаторскими боями становится эффектным фоном для драматической истории о борьбе за человеческое достоинство и свободу. Восстание гладиаторов обречено, но это не снижает напряжение в зрительном зале, поскольку в каждом эпизоде спектакля герои, столкнувшиеся в жестоком противоборстве, с максимальной полнотой проявляют все качества человеческой натуры.
Акт первый
Картина первая: «Площадь Рима»
В центре площади — клетка с невольниками, выставленными на потеху толпе. На колеснице, запряжённой пленными Криксом и Спартаком, появляется полководец Помпей.
Картина вторая: «Казарма»
Школа гладиаторов. Чтобы развлечь воинов-рабов, директор школы Арес приводит наложниц. Среди них — Валерия. Спартак очарован девушкой, Валерия отвечает ему взаимностью. Служители прерывают свидание влюблённых. Спартак в ярости кидается на них, но силы неравны.
Картина третья: «Дворец»
Пир у Красса. Красс и куртизанка Сабина возглавляют шумную безудержную вакханалию. Гости требуют новых зрелищ. В амфитеатре их ждут бои гладиаторов.
Картина четвёртая: «Арена»
В бою на коротких мечах фракиец Крикс побеждает нубийца Пира. На арену выходят самниты и фракийцы, среди них — Спартак. В конце схватки Спартак отказывается добить последнего противника и покидает поле боя. Спартак нарушил ритуал: к нему бросаются воины Красса, но, восхищённый смелостью Спартака, Красс останавливает их.
Картина пятая: «Казарма»
Крикс и Спартак призывают к восстанию — лучше погибнуть свободными людьми, чем жить в рабстве. Гладиаторы бросаются на стражников и, завладев их оружием, вырываются на волю.
Картина шестая: «Везувий»
Валерия и Спартак встречают первый рассвет на свободе. В лагерь восставших приходят новые люди — беглые рабы, которые узнали о смелом поступке гладиаторов. Спартака избирают вождём.
Акт второй
Картина седьмая: «Пир у Сабины»
Стража вводит пойманного Крикса. Красс вызывает гладиатора на поединок и с лёгкостью побеждает его. Сабина очаровывает Крикса. Помпей, недовольный поведением хозяйки, покидает виллу. В это время армия Спартака врывается во дворец. Крикс просит пощадить присутствующих. Между Криксом и Спартаком вспыхивает ссора. Спартак с воинами возвращается в лагерь.
Картина восьмая: «Сенат»
В сенате тревога. Восстание охватило всю Италию. Помпей требует от Красса действий. Красс смеётся над страхами сенаторов и обещает легко расправиться с армией Спартака.
Картина девятая: «Покои Сабины»
Красс с Сабиной затевают заговор против Спартака. Они задумывают с помощью Крикса проникнуть в лагерь повстанцев вместе с другими куртизанками, чтобы отвлечь гладиаторов.
Картина десятая: «Лес»
Пастухи ловят пастушек, переодевшихся овечками. Но с приходом гладиаторов пастухи, забыв свои игры, братаются с восставшими смельчаками. Крикс приводит куртизанок в лагерь Спартака. Воспользовавшись весельем пьяных гладиаторов, люди Красса окружают лагерь. Крикс в отчаянии бросается к Спартаку и просит убить его. Спартак отказывается — тогда Крикс выхватывает кинжал и вонзает себе в грудь.
Картина одиннадцатая: «Поле боя»
Спартаку доносят, что огромная армия движется на помощь Крассу. Он понимает, что восстанию пришёл конец. У Спартака нет выбора: лучше погибнуть в бою, чем вновь стать рабом.
Картина двенадцатая: «Битва»
Спартак, окружённый римлянами, погибает. Восставшие разбиты. Распятие гладиаторов. Валерия оплакивает Спартака и его погибших соратников.
Премьера постановки в Михайловском театре: 29 апреля 2008 года
Возвращение на сцену: 7 сентября 2018 года
- Либретто, хореография и постановкаГеоргий Ковтун
- Сценография и костюмыВячеслав Окунев
- СветАлександр Кибиткин