Корсар
балет в трёх актах
Пушкинской картой
исполнители
Михайловский театр представляет новую редакцию балета «Корсар», посвященную памяти выдающегося танцовщика и хореографа Никиты Долгушина.
«Традиции будут живы только в том случае, если их воспринимать горячим сердцем и умом», — утверждал Никита Александрович. Наш новый «Корсар» — это возможность выразить почтение к мастерству хореографов прошлого, поразить зрителей техническими достижениями современного театра и насытить балет живыми эмоциями.
Мы приглашаем вас отправиться в удивительное путешествие по экзотическим странам, вдохнуть пряные ароматы восточного базара, заглянуть в гарем Сеид-паши и понаблюдать за схватками пиратов. В этом ярком балете авантюрные приключения переплетаются с любовью, а яркие характерные танцы соседствуют с классическими ансамблями и па-де-де.
Акт первый
Картина первая
Корабль корсаров пытается уйти от погони наёмников Сеид-паши, однако терпит крушение в разбушевавшемся море.
На берегу. Благородный предводитель корсаров Конрад без сознания. Его друг, бывший раб Али, ищет выживших. Из рыбацкой деревушки на берег приходят девушки, чтобы собрать снасти, однако они быстро забывают о работе и начинают веселиться. Среди них — гречанка Медора и турчанка Гюльнара. Складывая сети, подруги замечают раненого мужчину — это Конрад. Он рассказывает о своей неудачной атаке на суда работорговцев и кораблекрушении, после чего вновь теряет сознание.
В этот момент на берег возвращаются Али и остальные выжившие. Наёмники идут за ними по пятам. Медора указывает корсарам на спрятанную лодку.
Али благодарит Медору и остаётся, чтобы помочь раненым. Наёмники всё же настигают их. Завязывается битва, в результате которой девушки и раненые корсары попадают в плен. Главный наёмник Абдулла продаёт Медору, Гюльнару и Али работорговцу Ланкедему.
Картина вторая
Бурлит жизнь восточного базара. Абдулла выводит пленных корсаров на лобное место и закрывает их в клетке. Турчанку Гюльнару покупает для своего гарема Сеид-паша, та же участь ждёт и Медору. В разгар торгов появляются незнакомцы, желающие принять в них участие.
Неожиданно они сбрасывают бурнусы — это корсары, явившиеся на рынок, чтобы спасти своих друзей. Конрад освобождает невольников и берёт в плен Ланкедема, чтобы наказать его. Корсары скрываются, прихватив с собой золото, ткани и оружие. Абдулла всё пропустил и поплатился за это головой.
Акт второй
Картина третья
Влюблённый Конрад показывает Медоре свои владения на острове корсаров.
Все рабы и невольницы получают свободу. Али мстит Ланкедему: изображая работорговца, он заставляет пленника танцевать под ударами кнута.
Медора очарована Конрадом и желает остаться на острове, но её подруги хотят домой, к своим семьям и возлюбленным. Предводитель корсаров отдаёт девушкам часть награбленного золота. Бирбанто недоволен: он считает, что богатства принадлежат лишь корсарам. Он вызывает Конрада на поединок, чтобы оспорить его главенство, но проигрывает.
Ланкедем, пользуясь случаем, подговаривает затаившего обиду Бирбанто отомстить Конраду. Он предлагает усыпить предводителя корсаров и забрать Медору, чтобы продать её паше.
Конрад всецело поглощён прекрасной гречанкой. Не замеченный влюблёнными, Ланкедем подсыпает сонное зелье в их вино. Медора подаёт возлюбленному бокал, и после первого же глотка Конрад падает как подкошенный. Девушка ищет помощи у корсаров, но попадает в руки предателей. Ланкедем собирается отослать красавицу в гарем.
В это время Бирбанто пытается убить спящего Конрада, но верному Али удаётся помешать ему. Бирбанто подло убивает Али и отправляется вслед за Ланкедемом. Пробудившись, Конрад понимает, что его возлюбленная похищена, а друг убит, и клянётся отомстить.
Акт третий
Картина четвёртая
В покоях Сеид-паши грустит Гюльнара. Паша пытается добиться её расположения, но безуспешно. Появляется Ланкедем с похищенной Медорой и скрывающим лицо Бирбанто. Гюльнара увлекает Медору к себе.
Бирбанто показывает Сеид-паше клинок Конрада и клянётся в преданности.
Сеид-паша назначает его главным над наёмниками вместо Абдуллы.
Через владения паши проходят паломники. Бирбанто думает, что это переодетые корсары, и заставляет их открыть лица. Возмущённые старцы требуют, чтобы наглецы-наёмники пали ниц и молились с ними. Сеид-паша предлагает им отдых в своём дворце.
Правитель желает видеть свою новую пленницу. Медора и Гюльнара стали украшением гарема, они подобны розам в роскошном саду.
Оказывается, что корсары всё же скрывались среди паломников. Они нападают внезапно: Сеид-паша зовёт на помощь, но не дожидается её.
Бирбанто и Ланкедем в плену у корсаров. Конрад пытается выяснить, кто из них убил Али. Так и не узнав правды, он предлагает им поединок, победителем в котором неожиданно выходит Ланкедем. Корсары оставляют работорговца на острове без возможности выбраться, а сами уплывают навстречу новой свободной жизни.
Премьера новой редакции: 22 марта 2023 года
Либретто Анри Сен-Жоржа и Жозефа Мазилье в редакции Юрия Слонимского, Петра Гусева
Музыка Адольфа Адама, Юлия Гербера, Лео Делиба, Риккардо Дриго, Евгения Корнблита, Петра Ольденбургского, Цезаря Пуни, Ивана Трубецкого, Бориса Фитингофа-Шеля, Альберта Цабеля
- ХореографияЖюль Перро, Мариус Петипа, Петр Гусев
в редакции Никиты Долгушина - БалетмейстерАлександр Омар
- Художник-постановщикВалерий Левенталь
- Художник по светуТатьяна Чумичёва
- Эскизы для видеоконтентаВячеслав Окунев
- ВидеоконтентВадим Дуленко
- Музыкальный руководитель постановкиАлексей Репников