Щелкунчик
балет в двух актах
музыка Петра Ильича Чайковского
Пушкинской картой
Балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» считается символом волшебных перемен и постоянного обновления жизни. История о том, как деревянная кукла оказалась заколдованным принцем, который с помощью доброй и самоотверженной девочки Маши победил злого Мышиного короля, — не просто красивая сказка. Это взволнованный рассказ о том скоротечном времени, когда на смену беззаботному детству приходят светлая грусть юности, мечты о любви и гармонии.
«Щелкунчик», поставленный Начо Дуато, стал «подлинным прощанием хореографа с Россией». В соавторстве с французским художником Жеромом Капланом испанский хореограф «создал оммаж городу, который поразил его своим величием, артистами и зрителями». Действие балета его создатели перенесли в предреволюционную Россию, в Серебряный век русской культуры. После премьеры критики отмечали, что «Дуато не играет в классику, а всерьез старается следовать ее стилю и строгому канону», восхищались «свободным дыханием пластики» и «яркими находками» хореографа, который в работе над балетом был захвачен «подлинным вдохновением».
Акт первый
Канун Рождества. Совсем скоро часы пробьют полночь и наступит волшебная рождественская ночь, время чудес и исполнения желаний. Наша история начинается здесь, на семейном празднике у славного и загадочного дядюшки Дроссельмейера. Он приготовил для детей замечательные рождественские подарки: красивых игрушечных принцессу и принца, фигурку злобного мышиного короля. Но главный сюрприз ожидает сегодня его крестницу Машу: ей Дроссельмейер предназначил Щелкунчика. Маша в восторге от подарка.
Наступает ночь, гости расходятся по домам, семья Штальбаумов готовится ко сну. Маша не хочет оставлять своего Щелкунчика в одиночестве: она забирает его из-под ёлки и засыпает с ним в объятиях.
Часы бьют полночь. Начинают происходить необычные вещи: игрушки оживают, а в комнату проникают полчища мышей под предводительством короля мышей. Щелкунчик возглавляет армию игрушек в сражении с мышами. Он убивает короля мышей, и мыши убегают, унося безжизненное тело своего предводителя. Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Он приглашает Машу в волшебную страну. Их приветствуют танцующие снежинки.
Акт второй
Игрушки волшебной страны празднуют победу над королём мышей. Они исполняют танцы разных стран. Маша и принц счастливы. Маша знает, что это лишь прекрасный сон, но он останется в её памяти навсегда.
Премьера постановки: 12 декабря 2013 года
Либретто Мариуса Петипа по сказке Э.-Т.-А. Гофмана в редакции Начо Дуато
- Хореограф-постановщикНачо Дуато
- Художник-постановщикЖером Каплан
- Художник по светуБрэд Филдс
- Художник-технолог по костюмамАлла Марусина
- Ассистенты хореографа-постановщикаТони Фабр, Гентиан Дода
В спектакле участвует хор «Перезвоны» Санкт-Петербургской детской школы искусств им. М. И. Глинки
Текст читает Николай Буров