Аида
опера в четырёх действиях
музыка Джузеппе Верди
Пушкинской картой
исполнители
Рабы, полководцы и цари равны, если речь идет о любви, ревности, тоске по родине или жажде победы. В «Аиде» сосредоточено огромное музыкальное богатство и высочайший накал страстей. Опера на сюжет из эпохи правления фараонов, созданная для театра в Каире к торжествам по случаю открытия Суэцкого канала, признана безоговорочным шедевром. Спектакль Михайловского театра поставлен с уважением к авторской партитуре. Сценическое решение, метафоричное и элегантное, подчеркивает глубину чувств главных героев и служит изысканным фоном для гениальной музыки.
Действие первое
Верховный жрец Рамфис сообщает начальнику дворцовой стражи Радамесу о том, что эфиопы опять идут войной на Египет. Богиня Изида уже назвала имя того, кто поведёт войска против врага.
Радамес мечтает, что именно он будет избран военачальником. Возвратившись с победой, он надеется вернуть родину Аиде, пленнице-эфиопке, к которой испытывает чувства.
Дочь царя Египта, Амнерис, видит волнение Радамеса. Когда случайно появляется Аида, Амнерис замечает их пылкие взгляды.
Гонец приносит весть о приближении врагов. Фараон объявляет волю богов: Радамес избран полководцем. Аида разрывается между чувствами к Радамесу и мыслями об отце, ведь она — дочь царя Эфиопии Амонасро. В отчаянии Аида молит богов послать
ей решение.
Радамес проходит обряд посвящения в полководцы. Жрецы и жрицы благословляют его на битву.
Действие второе
Амнерис ждёт возвращения Радамеса. Обманом она выведывает тайну о чувствах своей рабыни. Амнерис требует, чтобы Аида забыла о Радамесе. На площади встречают победителей. Торжественным маршем про-ходят войска во главе с Радамесом, вслед за ними — пленные. Среди них Аида узнаёт своего отца, но Амонасро просит дочь не называть его имени и сана — эфиопский царь считается погибшим. В награду за победу Радамес просит свободы для пленных. Фараон выполняет просьбу, но оставляет Аиду и её отца заложниками. Наградой Радамесу будет рука его дочери.
Действие третье
Амнерис в сопровождении Рамфиса направляется в храм на берегу Нила, чтобы боги благословили её на свадьбу с полководцем-победителем. Здесь, на берегу, Аида ждёт свидания с Радамесом. Неожиданно появляется Амонасро. Он требует от дочери выведать путь, по которому поведёт Радамес свои войска, тогда отчизна будет спасена. Аида умоляет Радамеса бежать из Египта: в Эфиопии они смогут быть вместе. Когда Радамес рассказывает о пути, не занятом египетскими войсками, торжествующий Амонасро открывает себя. Радамес понимает, что совершил предательство. В это время из храма выходит Амнерис. Амонасро и Аиде удаётся скрыться. Радамес сдаётся в руки жрецов.
Действие четвёртое
Обвинённый в измене Радамес должен предстать перед судом жрецов. Чтобы уберечь его от казни, Амнерис умоляет Радамеса отказаться от Аиды. Отец Аиды убит, но ей удалось спастись. Радамес отвергает предложение Амнерис. Жрецы приговаривают его к смерти.
Каменная глыба закрывает вход в подземелье, куда заточён Радамес. Все его мысли — об Аиде, которая где-то далеко и, возможно, счастлива. Но Аида тайно проникла в подземелье и ждала его. Вместе они прощаются с жизнью. Сверху доносится пение жриц — в храме торжество. Амнерис скорбит о Радамесе и молит богов по-слать ей мир и утешение.
Премьера постановки: 25 ноября 2019 года
Либретто Антонио Гисланцони
по сценарию Франсуа Огюста Фердинанда Мариета
- Музыкальный руководитель постановкиАлександр Ведерников
- Режиссёр-постановщикИгорь Ушаков
- Художник-постановщик, художник по светуМариус Някрошюс
- Художник по костюмамНадежда Гультяева
- ВидеоконтентВадим Дуленко
- Режиссёр по пластикеМария Большакова
- ХормейстерыАлексей Дмитриев, Сергей Цыпленков
- Ответственный концертмейстерНаталья Дудик
- Ассистент музыкального руководителяАндрей Петренко
- Ассистент режиссёра-постановщикаЮлия Прохорова