Иоланта
опера в двух действиях
музыка Петра Ильича Чайковского
Пушкинской картой
исполнители
Свою последнюю оперу Петр Ильич Чайковский создал, вдохновившись средневековой французской легендой. Иоланта, дочь короля Рене, слепа от рождения, но не знает о своем недуге. Окруженная заботой, она живет спокойно и счастливо в своём неведении, пока в замок случайно не попадает молодой рыцарь.
Опера в буквальном смысле воспевает любовь и ее целительную силу. Ведь только полюбив, испытав душевную боль и преодолев страх, Иоланта прозревает. Финальный хор прославляет мироздание, свет разума, нравственность и чистоту. Постановка насыщена цветом, который оттеняет тонкую лирику музыки и поддерживает главную идею победы света над тьмой.
Действие первое
На юге Франции, в Провансе, живёт Иоланта — единственная дочь короля Рене, слепая от рождения. Она просватана герцогу Бургундии Роберту. Король надеется излечить Иоланту до намеченной свадьбы и, желая скрыть её недуг от всех, объявляет, что Иоланта воспитывается в Испании, в одном из монастырей. Заботясь о душевном спокойствии любимой дочери, король запретил говорить при ней о свете, красках, зрении: она не должна догадываться о своём несчастье. Подруги, кормилица — все ласковы с Иолантой, добры, заботливы. Но с некоторых пор девушку томят грустные мысли и неясная печаль.
В замок приглашён прославленный мавританский врач Эбн-Хаккия. На вопрос короля, сможет ли его дочь прозреть, врач отвечает, что исцеление возможно, если Иоланта узнает о своём несчастье и у неё появится страстное желание видеть.
Король в смятении.
Действие второе
Два друга, рыцарь Водемон и герцог Роберт, заблудившись, оказались в замке короля Рене. Роберт рассказывает другу о прекрасной Матильде, графине Лотарингии, в которую он влюблён. Одно омрачает радость его чувства: он с детства обручён с дочерью короля Рене.
Водемон замечает спящую Иоланту. Он поражён красотой девушки. В его сердце вспыхивает любовь к незнакомке.
Услышав голоса, Иоланта просыпается: гости в замке — редкость. Юноши объясняют ей, что заблудились и попали в замок случайно.
Роберт уходит на поиски приближённых, а Иоланта и Водемон остаются наедине. Рыцарь восторженно признаётся ей в любви, так внезапно вспыхнувшей в его сердце. Поняв, что Иоланта слепа и не знает об этом, Водемон в горячем порыве рассказывает ей о блеске солнечных лучей, о яркой голубизне неба.
Появляются встревоженный король, врач, подруги Иоланты. Они понимают, что рыцарь раскрыл тайну. Король в отчаянии, но Эбн-Хаккия уверен, что в этом спасение девушки. Однако Иоланта не может желать того, о чём не имеет представления, а значит, лечение не поможет. Тогда король объявляет, что незнакомец умрёт, если дочь не прозреет. Иоланта готова вынести любые страдания, лишь бы Водемон остался жив.
Водемон просит у короля руки его дочери, но получает отказ, так как Иоланта давно обручена.
Возвращается Роберт, и Водемон узнаёт, что пленившая его незнакомка — невеста друга. Он умоляет Роберта признаться королю в своей сердечной тайне. Король возвращает герцогу его слово.
Эбн-Хаккия приводит Иоланту. Повязка снята, и перед потрясённой девушкой впервые открывается незнакомый мир. Ей страшно, она никого не узнаёт. Отец ласково успокаивает её и предлагает защитника — Водемона, который клянётся Иоланте в вечной верности.
Все славят и благодарят Творца.
Премьера постановки в Михайловском театре: 14 июля 2005 года
Либретто Модеста Ильича Чайковского по драме Генриха Герца «Дочь короля Рене»
- Режиссёр-постановщикСергей Шепелёв
- Художник-постановщик, художник по костюмамВячеслав Окунев
- Художник по светуМихаил Меклер
- РежиссёрВячеслав Калюжный
- Ответственный концертмейстерМария Копысева
- ХормейстерыАлексей Дмитриев, Сергей Цыпленков
Декорации и костюмы изготовлены театрально творческими мастерскими «Возрождение»