Жизель, или Вилисы
фантастический балет в двух актах
музыка Адольфа Адама
Пушкинской картой
Балет «Жизель» Адольфа Адама — один из самых знаменитых спектаклей мирового классического хореографического репертуара. Его премьера состоялась в 1841 году в Париже. Авторы либретто почерпнули в творчестве Гейне и Гюго тему о вилисах — невестах, умерших до свадьбы. Либретто и музыка создавались по инициативе хореографа Жюля Перро. Со временем к «Жизели» обратился и довёл до совершенства её хореографию Мариус Петипа. В начале XX столетия во время триумфальных «Русских сезонов» Сергей Дягилев привёз «Жизель» в Париж, и французы увидели свой национальный балет, бережно хранимый в России. С тех пор спектакль получил множество трактовок. Для Михайловского театра Никита Долгушин реконструировал спектакль Петипа с проверенным временем хореографическим текстом, точными мизансценами, многочисленными деталями старины.
Сюжет балета прост: юный граф, будучи обручён с богатой невестой, влюбляется в крестьянку Жизель и, скрывая свой титул, под видом крестьянина ухаживает за ней. Влюблённый в Жизель лесничий раскрывает тайну графа, Жизель узнает о его неверности и, обезумев от горя, умирает. После смерти Жизель становится вилисой, но прощает неверного возлюбленного и спасает его от мести своих подруг.
Акт первый
Граф влюблён в Жизель. Он носит платье крестьянина, и все принимают его за простолюдина. Лесничий, которому тоже нравится Жизель, пытается убедить девушку, что её возлюбленный не тот, за кого себя выдаёт. Лесничий находит его шпагу с гербом. Появляются охотники, среди которых невеста графа и её отец. Жизель танцует для гостей. Знатная дама очарована юной крестьянкой и дарит ей своё ожерелье.
В разгар крестьянского праздника появляется лесничий. Он обвиняет графа во лжи и в доказательство показывает шпагу, которую нашёл ранее. Жизель не верит ему. Тогда лесничий трубит в рог, оставленный охотниками, и перед смущённым графом предстаёт его невеста. Потрясённая обманом любимого, Жизель теряет рассудок и умирает.
Акт второй
Полночь. Лесничий приходит на могилу Жизели. Вилисы поднимаются из могил, и он спасается бегством. Повелительница вилис вызывает из могилы тень Жизели: отныне она одна из них. Всех, кто появляется на кладбище, вилисы заставляют танцевать до тех пор, пока путник не упадёт замертво. К могиле Жизели приходит граф. Видя горе и раскаяние юноши, Жизель прощает любимого. Вилисы преследуют лесничего и, настигнув его, сбрасывают в озеро. Теперь такая же участь ждёт графа. Напрасно Жизель умоляет вилис о милосердии. Наступает рассвет. С восходом солнца вилисы лишаются своей власти. Граф спасён и прощён. Жизель исчезает в предрассветном тумане.
Премьера постановки: 3 ноября 2007 года
Либретто Жюля Анри Вернуа де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли
Хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа
- Балетмейстер-постановщикНикита Долгушин
- Декорации и костюмыВячеслав Окунев
- Художник по светуМихаил Меклер
Декорации и костюмы изготовлены театрально творческими мастерскими «Возрождение»