Регистрация Ваша корзина

Афиша

Открытие оперного сезона

Опричник Премьера

опера в четырёх действиях
музыка Петра Ильича Чайковского

2 часа 40 минут
один антракт
ruисполняется на русском языке
12+для зрителей старше 12 лет
1 час 10 минут Антракт 30 минут 60 минут
Опричник
исполнители
Наталья — Валентина Феденёва
Андрей Морозов — Сергей Кузьмин
Боярыня Морозова — Екатерина Егорова
Князь Вязьминский — Александр Кузнецов    дебют
Басманов — Софья Файнберг
Князь Жемчужный — Александр Безруков
Молчан Митьков — Юрий Мончак
Захарьевна — Ирина Михайлова

Дирижёр — Александр Соловьев
Постановщики
Либретто Петра Ильича Чайковского по одноимённой трагедии Ивана Ивановича Лажечникова

Музыкальный руководитель постановки: Александр Соловьев
Режиссёр-постановщик: Сергей Новиков
Сценография и костюмы: Александр Купалян
Видеохудожник: Дмитрий Костяев
Художник по свету: Александр Кибиткин
Художественный руководитель и главный дирижёр хора: Владимир Столповских
Титры: Маргарита Куницына-Танкевич
Видеоконтент с использованием рисунков Аполлинария Васнецова
В спектакле принимают участие учащиеся Хорового училища им. М. И. Глинки

Премьера постановки: 18 мая 2021 года

С оперы «Опричник» началась слава Петра Ильича Чайковского как оперного композитора. Сюжет переносит слушателей во времена Ивана Грозного. В центре драматического повествования молодой боярин Андрей Морозов, который хочет восстановить честь семьи и вернуть любимую. Сделав трудный выбор, он вступает в опричнину, личную гвардию царя — и вот уже на свадебном пиру он рядом с красавицей-невестой... Но клятва, данная царю, требует полного повиновения воле монарха, у которого свои планы на молодую жену Андрея.

Работа над партитурой оперы «Опричник» была окончена Чайковским весной 1872 года, но мировая премьера состоялась в Петербурге лишь два года спустя — 12 апреля 1874 года. Спектакль под управлением Эдуарда Направника был благожелательно принят не только прессой, но и зрителями. Оперу показывали три сезона, однако этот успех никак не повлиял на мнение композитора, который был недоволен «Опричником» и запретил печатать партитуру до тех пор, пока не сделает новую редакцию. Чайковский активно занимался «обновлением» оперы в последний год жизни, порой вычеркивая из первого варианта партитуры целые страницы, но довести задуманное до конца не успел. Основываясь на этих правках и заметках, создатели спектакля в Михайловском театре сократили партитуру, убрав избыточные повторы, и драматургически переосмыслили отдельные фрагменты спектакля.

Москва второй половины XVI века. Иван Грозный проводит кровавую политику «искоренения измены» на Руси. Для этого царём избраны «опричь», то есть «кроме», бояр и родовитого земства, малознатные дворяне, которых так и стали называть — «опричники» (или «кромешники»). Царь дал им исключительные полномочия на расправу с любым изменником, и таковым они могут объявить каждого по одному только слову своему — безо всякого суда. Между земщиной и опричниной мечется молодой боярин Андрей Морозов. Семейное древо и влияние горячо любимой матушки крепко связывают Андрея с земщиной. Но жажда мести князю Жемчужному — предателю, обманувшему и обездолившему боярина и его мать, — толкает Андрея вступить в опричнину.

Картина первая

Сад у бывшего терема боярина Морозова, а ныне — двор князя Жемчужного. Седой боярин Молчан Митьков пришёл свататься к молодой княжне Наталье Жемчужной. Сватовство Митькова приходится как нельзя кстати. Ведь князь раздумал выдавать дочь за молодого Морозова, о чём у них раньше был уговор с отцом Андрея. После гибели в бою старшего боярина Морозова князь Жемчужный подделал завещание в свою пользу, сам занял его хоромы, а вдову вместе с сыном выгнал из их родового гнезда. Но Наташа продолжает грезить об Андрее. Поэтому подслушанный разговор отца с Митьковым приводит её в отчаяние.
Между тем Андрей вместе с любимцем Грозного опричником Фёдором Басмановым подходит к своему бывшему дому, чтобы повидаться с Наташей перед тем, как отправиться к царю суда искать. Но Басманов ловко направляет его мысли на то, что лучше быстрее получить благословение матери на поездку в Александровскую слободу. Если царь примет Андрея в опричнину, то тогда уж он точно женится на своей Наталье.
Тем временем в доме Жемчужного мамки и подружки принимаются готовить Наталью к скорой свадьбе, что приводит невесту в полное оцепенение — она не ожидала от отца такой спешки.

Картина вторая

Келья, куда перебралась изгнанная из родного дома боярыня Морозова. Тревога за сына, оскорблённая гордость и жгучая обида кипят в душе Прасковьи Ниловны. Тщетно она пытается смирить себя богомольем. Бессильный гнев продолжает бередить её воображение.
Андрей приходит за разрешением отправиться в Александровскую слободу. Однако, мужества рассказать матери о своём решении вступить в опричнину ему не хватает. Морозова отпускает сына на царский суд — она тоже жаждет расквитаться с Жемчужным, но благословляет Андрея с тяжёлым сердцем, предчувствуя беду.

Картина третья

Подземелье в Александровской слободе. Обречённые на смерть «изменники» молятся перед казнью. Опричники во главе с Афанасием Вязьминским одного за другим «отделывают» своих пленников. Появляется Басманов, который передаёт Вязьминскому царское поручение посвятить в опричники Андрея Морозова. Тяжела опричная клятва: под страхом смерти новобранец должен навсегда отречься от любых сношений с земщиной, даже от встреч с родной матерью. Андрей колеблется, поэтому заветное «клянусь» из-за его спины произносит Басманов. Но Морозов тут же отрекается от фальшивой клятвы. Тогда Вязьминский, который всех Морозовых считает заклятыми врагами, решает ещё больше ужесточить испытание и требует от Андрея подтвердить свои слова ещё и казнью одного из земских узников, выбирая для этого совсем юного боярчонка. Теперь у Андрея выбор: либо убивать земских, либо самому быть убитым. С возгласом: «Так пропадай же всё! Клянусь!» — Андрей вступает в опричнину.

Картина четвёртая

В московском храме народ молится о возвращении царя в покинутую столицу, а боярыня Морозова — о возвращении сына. Когда она на паперти творит милостыню, мальчишки обзывают её «поганой опричницей». Нищие отгоняют хулиганов, чтобы Прасковья Ниловна продолжила раздавать монеты.
Вдруг рядом с нищими Морозова находит укрывшуюся под тёмным платком Наталью. Она сбежала из-под венца и теперь просит Морозову спрятать её от отцовых преследователей.
На площадь приходит князь Жемчужный с челядью и велит вязать свою непокорную дочь. Но следом появляются опричники во главе с Басмановым и Андреем. Жемчужный со слугами быстро сам становится жертвой опричного самосуда. Наталья спасена, Андрей счастлив. Но мать, увидев сына в опричном стихаре, проклинает его.
Андрей не может прийти в себя от потрясения. Басманов предлагает единственный выход: бить челом Грозному и слёзно просить разрешить опричную клятву, чтобы отпустить Морозова обратно в земство.

Картина пятая

Пир в царской хоромине. Грозный согласился освободить Андрея от службы в опричниках и тут же постановил сыграть его свадьбу с княжной Жемчужной в царском дворце. Опричники славят молодых, но смертельная ненависть к родовитым боярам — родственникам Андрея и Натальи — чувствуется даже на свадьбе. В пьяном угаре едва не до смерти доводят они пленного Жемчужного. В последний момент Андрею удаётся угомонить опричников: всё-таки князь — отец его невесты.
Басманов, чувствуя недовольство своих собратьев, предупреждает Андрея, что до полуночи он и сам ещё опричник, связанный грозной клятвой.
Появившийся на пиру Вязьминский передаёт царский указ: Иван Васильевич, прослышав о красоте Натальи, приглашает её в свою палату. Но велит явиться одной — без молодого супруга!
Андрей не может перенести это оскорбление — уж лучше смерть. Вязьминскому только этого и нужно: по его приказу опричники прямо на пиру сооружают место казни; кроме того, он посылает за матерью Морозова, чтобы насладиться её ужасом от смерти сына.
Из своей палаты спускается и сам царь Иван. Буднично наблюдает он за казнью Андрея, отпускает на волю истерзанного Жемчужного, качает на коленях обморочную Наталью. Хор опричников славит своего царя.

Краткое содержание спектакля в редакции режиссёра

Опричнина в гостях у земщины

«Премьера убедила музыкальным решением», - «Независимая газета» считает, что от «Опричника» веет «доброй старой оперой».


08.10.2021

Следуя воле гения

«Ждёшь развязки с не меньшим вниманием, чем в остросюжетной прозе или кино», - «Литературная газета» оценила московский показ «Опричника».


06.10.2021

Москва аплодирует «Опричнику»

Оперу «Опричник» в постановке Сергея Новикова показали в Москве.


30.09.2021

Из Петербурга 21-го века в Москву 16-го

«Чем больше напряжение на сцене, тем темнее тучи над Москвой».


03.06.2021

«Поражает звучанием и красками»

На премьере оперы «Опричник» побывала съемочная группа Первого канала.


19.05.2021

Исторические события и личные драмы

Зрители и артисты соскучились по «костюмным спектаклям».


18.05.2021

Вино и слезы полной чашей

Опера с непростой судьбой оказалась романтичной и порывистой.


17.05.2021

На пять веков назад

Михайловский театр создает коллекцию «своих» спектаклей.


17.05.2021

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.