Дон Кихот
балет в трёх актах с прологом
музыка Людвига Минкуса
Красочный, звонкий, непосредственный, стихийный — все эти эпитеты можно применить к «Дон Кихоту», но ни один не передаст в полной мере то ощущение счастья, которое балет неизменно вызывает у зрителей. Красные плащи тореадоров, переборы гитарных струн, стук кастаньет, кокетливые взгляды из-под распахнутых вееров — на сцену выплескивается очаровательное легкомыслие «балетной Испании». К этому балету исполнители относятся по-особому: он требует виртуозности и выносливости, зато оставляет танцовщикам полную свободу в выборе актерских красок. Можно показать искренность и прямодушие персонажей или же представить их изобретательными притворщиками, сделать акцент на незатейливых бытовых деталях или изобразить «бурные страсти» — палитра неисчерпаема, и в этом один из секретов феноменальной популярности спектакля.
Пролог
Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, отправляется странствовать, чтобы громкими подвигами прославить своё имя. Оруженосцем он назначает Санчо Пансу, человека практичного и к мечтаниям не склонного.
Акт первый
В Барселоне — праздничное оживление. Дочь трактирщика Китри любезничает с влюблённым в неё цирюльником Базилем. Отец Китри, Лоренцо, застав их вместе, прогоняет Базиля. Он хочет выдать дочь за богатого дворянина Гамаша, считая, что цирюльник ей не пара, но Китри наотрез отказывается подчиниться воле отца.
В разгар веселья на площади появляется Дон Кихот со своим оруженосцем Санчо Пансой. Увидев трактирщика, Дон Кихот решает, что это владелец рыцарского замка, и почтительно приветствует его. Трактирщик отвечает Дон Кихоту тем же и приглашает его к себе. Санчо Панса остаётся на площади. Но, когда молодёжь пытается подшутить над ним, Дон Кихот спешит на помощь своему оруженосцу.
Увидев Китри, Дон Кихот принимает её за прекрасную Дульсинею, которая являлась ему в мечтах и которую он избрал своей «дамой сердца». Но Китри уже нет. Она убежала с Базилем. Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот отправляются её разыскивать.
Акт второй
Картина первая
Китри и Базиль скрываются в таверне. Приходят Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот. Трактирщик хочет немедленно объявить о помолвке Китри и Гамаша, но Базиль по уговору с Китри разыгрывает сцену самоубийства. Китри «рыдает» над телом возлюбленного. Дон Кихот в благородном негодовании упрекает трактирщика в жестокосердии и, угрожая оружием, заставляет его согласиться на брак дочери с «мёртвым» цирюльником. И тут Базиль «оживает». Ему уже ни к чему притворяться.
Картина вторая
На поляне около мельницы раскинулся цыганский табор. Здесь же расположился бродячий театр марионеток. Появляются Дон Кихот и Санчо Панса. Хозяин театра приглашает Дон Кихота посмотреть спектакль. Дон Кихот взволнованно следит за ходом пьесы и, забыв, что это театр, бросается на сцену, чтобы с оружием в руках защитить обиженных. Возмущённый несправедливостью, он ломает подмостки, а увидев мельницу, принимает её за злого волшебника, которого должен поразить. Но, зацепившись за мельничное крыло, поднимается в воздух и затем падает на землю.
Картина третья
Израненный Дон Кихот и Санчо Панса в лесу. Дон Кихоту кажется, что лес полон чудищ и великанов. Санчо Панса укладывает Дон Кихота спать, а сам убегает за водой. Дон Кихоту снится, что он видит Дульсинею, «даму своего сердца», в сопровождении амура, окружённую дриадами.
Санчо Панса приводит герцога и герцогиню, охотившихся в лесу, и умоляет их помочь охваченному мечтами Дон Кихоту. Господа приглашают странствующего рыцаря к себе в замок.
Акт третий
Замок герцога. Всё готово к торжественному приёму Дон Кихота. Герцог и герцогиня узнали от Санчо Пансы счастливую историю любви Китри и Базиля и любезно позволили справить их свадьбу в своём замке. Дон Кихота и Санчо Пансу просят занять почётные места. Проходит торжественное шествие. Дон Кихот благословляет Китри, которой он помог соединиться с её возлюбленным.
Праздник продолжается. Все благодарят доблестного рыцаря и его верного оруженосца.
Премьера новой редакции: 11 апреля 2012 года
Либретто Мариуса Петипа
Хореография Мариус Петипа и Александр Горский
В спектакле также использована хореография Нины Анисимовой, Игоря Бельского, Роберта Гербека, Касьяна Голейзовского, Фёдора Лопухова
- Общая хореографическая редакцияМихаил Мессерер
- АссистентыЕвгений Попов, Анна Разенко
- Художник-постановщикВячеслав Окунев
- Художник-технолог по костюмамАлла Марусина
- Художник по светуАлександр Кибиткин
- Музыкальный руководитель постановкиПавел Бубельников
Михайловский театр благодарит г-на Тошихико Такахаши за помощь в создании спектакля
Декорации и костюмы изготовлены театрально творческими мастерскими «Возрождение»