Мало кто знает, что хореограф Александр Горский для одной из постановок «Лебединого озера» сочинил оригинальный танец маленьких лебедей.
Лебединое озеро
балет в четырёх действиях
музыка Петра Ильича Чайковского
исполнители
Премьера в Михайловском театре: 15 сентября 2009
«Лебединое озеро» — это балет, в котором живёт душа русского искусства. Синтез гениальной музыки и хореографии создает особую магию. Именно это имел ввиду великий хореограф ХХ века Джордж Баланчин, когда произнес знаменитую фразу: «Чтобы театральный зал всегда был полон, надо каждый балет называть ‟Лебединое озеро‟».
Михайловский театр представляет уникальную версию балета, которую сегодня невозможно увидеть где-либо на другой сцене. Это воссозданный спектакль Большого театра, который долгие годы во всем мире считался визитной карточкой советского балета. «Михайловское» «Лебединое озеро» в свою очередь успело собрать коллекцию восторженных оценок. Рецензенты в разных странах мира называли спектакль «светлым, легко льющимся», «пропевающим все детали», отмечали «неизъяснимую прелесть» и грациозность хореографических построений, «тревогу, душевные колебания, неодинаковость лебедей в одинаковой вроде бы стае». Но зрителю не обязательно быть взыскательным знатоком, способным оценить тончайшие нюансы постановки: потому что воспринимают «Лебединое озеро», прежде всего, сердцем.
Сад перед замком владетельной принцессы. На лужайке веселится молодёжь. Забавные пляски шута сменяются танцами девушек и их кавалеров. Владетельная принцесса сообщает своему сыну принцу Зигфриду, что завтра на балу ему предстоит выбрать невесту среди девушек, приглашённых на праздник. Слова её не находят отклика в душе Зигфрида: он не знает девушки, которая была бы близка его сердцу.
Наступают сумерки. Молодёжь расходится. Зигфрид грустит: ему жаль расстаться с привольной жизнью в кругу друзей и в то же время в мечтах ему представляется образ девушки, которую он мог бы полюбить. Но где она, эта девушка?
Разговоры друзей не занимают Зигфрида. Лишь стая лебедей привлекает его внимание. Зигфрид направляется вслед за ними.
Действие второе
Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, к берегу тёмного озера.
Выйдя на берег, лебеди кружатся в хороводе. Внимание Зигфрида привлекает прекрасный белый лебедь, внезапно превращающийся в девушку. Это королева лебедей Одетта. Над ней и её подругами тяготеют чары: злой волшебник превратил их в лебедей, и лишь ночью могут они принимать свой человеческий облик. Только беззаветная любовь юноши, который еще никогда и никому не клялся в любви, может снять с неё злое заклятие. Зигфрид, охваченный чувством любви к Одетте, даёт ей клятву вечной верности.
Беседу Одетты и Зигфрида подслушал Злой гений. Наступает рассвет. Девушки снова должны превратиться в лебедей. Зигфрид уверен в силе и неизменности своего чувства — он освободит Одетту от власти чародея.
Действие третье
Торжественный бал в замке владетельной принцессы. Зигфрид должен выбрать себе невесту. На праздник собираются приглашённые. Но нет самого Зигфрида. Шут начинает весёлые пляски, все гости танцуют.
Наконец появляется Зигфрид. Но он холодно отворачивается от девушек, ждущих, чтобы он выбрал среди них избранницу, — Зигфрид полон воспоминаний о прекрасной Одетте.
Вдруг появляется незнакомый гость. Это Злой гений. Он привёл на бал свою дочь Одиллию, поразительно похожую на Одетту. Злой гений приказывает ей очаровать Зигфрида и вырвать у него признание в любви.
Принц, не узнав Злого гения, принимает Одиллию за свою Одетту. Он объявляет матери о своём решении жениться на ней. Колдун торжествует. Клятва нарушена, теперь Одетта и её подруги погибнут. Со злобным смехом, указав на появившуюся вдали Одетту, колдун исчезает вместе с Одиллией.
Зигфрид понимает, что он обманут и в отчаянии спешит к Лебединому озеру.
Действие четвёртое
Берег Лебединого озера. Мрачная, тревожная ночь. Потрясённая горем Одетта рассказывает подругам об измене Зигфрида. Девушки-лебеди тоскуют: их надежда на освобождение потеряна.
Вбегает Зигфрид. Он не нарушил свою клятву: там, в замке, в Одиллии он видел свою Одетту — к ней было обращено его любовное признание. Злой гений в ярости вызывает против влюблённых силы природы. Начинается буря, сверкают молнии. Но ничто не может сломить юную, чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида. Тогда Злой гений сам вступает в единоборство с принцем — и погибает. Его чары рушатся.
Одетта и Зигфрид, окружённые подругами Одетты, радостно встречают первые лучи восходящего солнца.
Хореография Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского, Асафа Мессерера в редакции Михаила Мессерера
Сценография и костюмы: Симон Вирсаладзе
Балетмейстер-постановщик: Михаил Мессерер
Главный художник воссоздания: Вячеслав Окунев
Художник воссоздания (макет): Борис Каминский
Художник по свету: заслуженный деятель искусств РФ Дамир Исмагилов
Балетмейстер-репетитор характерных танцев: Алла Богуславская
Ассистенты балетмейстера-постановщика: Жанна Аюпова, Ирина Иванова, Евгений Попов, Наталия Цыплакова
Педагоги-репетиторы: Евгений Попов, Светлана Ефремова, Татьяна Легат, Эльвира Хабибуллина, Наталия Цыплакова, Михаил Сиваков
Художники-модельеры: Анна Котлова, Лариса Ивушкина, Ирина Талова, Валентина Латухина
Декорации и костюмы изготовлены театрально творческими мастерскими ООО «Возрождение»