Сегодня в Михайловском театре состоится премьера оперы «Катя Кабанова» Леоша Яначека, которую поставил немецкий режиссер Нильс-Петер Рудольф.
Накануне премьеры музыковед Владимир Дудин встретился с постановщиком спектакля Нильсом-Петером Рудольфом. Режиссер из Германии впервые работает в русском театре.
Катя Кабанова
опера в 3-х действиях
музыка Леоша Яначека
исполнители
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — Нина Романова
Тихон Иванович Кабанов — Сергей Гранквист
Катерина (Катя) — Татьяна Рягузова
Савёл Прокофьевич Дикой — Александр Матвеев
Борис Григорьевич — Дмитрий Головнин
Ваня Кудряш — Александр Волынкин
Варвара — Екатерина Егорова
Дирижер — Михаил Леонтьев
Премьера в Михайловском театре: 16 декабря 2010 года
Действие первое
Картина первая
Действие происходит в небольшом русском городе в
Кудряш предостерегает его. Молодые люди расходятся.
Из церкви, где закончилась вечерня, выходит семья Кабановых во главе с Марфой Игнатьевной, которая держит в смертельном страхе всю семью. Кабаниха бранит сына за непочтительность. Он пытается угодить ей, так же, как и Катя, которая в ответ на резкие слова Кабанихи, говорит свекрови, что они её любят и уважают. Тихон раздражён упрёком матери, что слишком балует свою жену. Он жалуется Варваре, приёмной дочери Кабанихи, которая считает, что он скорее напьётся и забудет свои проблемы, чем встанет на защиту жены.
Картина вторая
В доме Кабановых Катя с горечью рассказывает Варваре, как весела и мечтательна она была в девушках. Но даже сейчас, признаётся Катя, её преследуют мечты о любви. До того, как она успевает больше рассказать о своей любви, входит Тихон, чтобы попрощаться с Катей: он ненадолго уезжает в Казань по приказанию матери. Катя умоляет его не ехать или взять её с собой, но он отказывается. Тогда она просит, чтобы он взял с неё обещание не разговаривать с незнакомцами во время его отсутствия. Тихон удивляется, не понимая, что с ней происходит. Кабаниха объявляет, что настало время уезжать, прибавляя, что Тихон должен наказать своей жене, как ей вести себя в его отсутствие. Тихон покорно повторяет, что Катя должна относиться к Кабанихе как к собственной матери и всегда вести себя достойно. Затем он кланяется матери, целует её и Катю и поспешно уходит.
Действие второе
Картина третья
Кабаниха осуждает Катю за то, что она не особо печалится и страдает из-за отъезда мужа. После её ухода Варвара показывает Кате ключ от дальней части сада: она планирует встретиться там с Кудряшом и намекает Кате, вкладывая ключ в её руку, что она может сделать то же самое. Катя колеблется, но решает, что сама судьба пожелала этого: она встретится с Борисом. Входит Кабаниха с пьяным Диким, который уверяет её, что она — единственная, с кем можно поговорить. Дикой встаёт на колени, умоляя Кабаниху о любви. Кабаниха говорит ему, что надо держать себя в руках и предлагает прийти позднее.
Картина четвёртая
Ночью Ваня Кудряш поджидает в саду Варвару и поёт песню о свободолюбивой девушке, такой, как его возлюбленная. К его удивлению, появляется Борис, которому какая-то девушка велела прийти к дому Кабановых. Появляется Варвара, подпевая Кудряшу, велит Борису подождать и уходит с Ваней к Волге. Когда появляется Катя, Борис объясняется ей в любви. После колебаний, несмотря на мысли о грехе, она не в силах противиться проснувшейся любви. Катя обнимает Бориса, и они уходят на Волгу. Возвращаются Варвара с Кудряшом. Слышатся голоса другой пары, молодые наслаждаются прекрасной ночью.
Действие третье
Картина пятая
Кудряш с другом Кулигиным прогуливаются вдоль реки, когда приближающаяся гроза заставляет их укрыться на галерее, где к ним присоединяются другие прогуливающиеся. Когда появляется Дикой, Ваня пытается расположить его к себе, начав разговор о новом изобретении, громоотводе, но это только злит Дикого, который заявляет, что гроза не электричество, а наказание Божие. Когда дождь ослабевает, Ваня выходит из галереи и случайно встречает Бориса и Варвару. Она сообщает о возвращении Тихона и слезах Катерины. Появляются остальные Кабановы. Катя напугана и не может сдержать эмоций. Сначала окружающие думают, что дело в разыгравшейся грозе, но Катя прилюдно признаётся Тихону в своей измене и убегает навстречу буре.
Картина шестая
Приближается вечер, гроза прошла. Тихон отчаянно ищет Катю на берегу реки. Варвара и Ваня решают сбежать в Москву, где они смогут жить собственной жизнью. Появляется Катя, осознавая, что признание только опозорило её и унизило Бориса. Её жизнь — одно мучение, она страстно желает увидеть своего возлюбленного в последний раз. Борис входит, и они обнимаются. Дикой отправляет Бориса в другой город. Катя благословляет Бориса в путь. Навсегда простившись с любимым, оставшись в одиночестве, она думает о смерти, о том, как природа возродится на её могиле, и бросается в воду. Кулигин замечает это и зовёт на помощь. Тихон рвётся к ней, за ним бежит Кабаниха, которую он обвиняет в самоубийстве Кати. В это время люди пытаются помочь. Когда Дикой приносит Катино бездыханное тело, Тихон, рыдая, падает на колени.
Музыкальный руководитель постановки: Петер Феранец
Режиссёр-постановщик: Нильс-Петер Рудольф
Художник-постановщик: Фолкер Хинтермайер
Художник по костюмам: Су Бюлер
Художник по свету: Михаил Меклер
Художник-технолог: Алла Марусина
Главный хормейстер: Владимир Столповских
Хормейстеры: Сергей Цыплёнков, Алексей Дмитриев
Режиссёр: Юлия Прохорова
Дирижёр-ассистент: Михаил Леонтьев
Дирижёр-репетитор: Андрей Великанов
Руководитель миманса: Ирина Кузьмина
Ассистент режиссёра: Дарья Пантелеева
Ассистент художника-постановщика: Олег Молчанов
Ассистент художника по костюмам: Анна Котлова
Консультант по чешскому языку: Елена Коломийцева
Ответственные концертмейстеры: Мария Копысева, Марк Вайнер
Режиссёр, ведущий спектакль: Ольга Кох
16 и 18 декабря Михайловский театр покажет первую оперную премьеру сезона — «Катю Кабанову» Леоша Яначека, опера по мотивам «Грозы» Александра Островского прозвучит в Петербурге впервые. Этим репертуарным ходом Михайловский театр делает вескую заявку на передел сложившегося сегодня в России оперного рынка: до сих пор музыкальные драмы выдающегося чешского композитора-экспрессиониста были эксклюзивом Мариинского театра.