Баядерка
20 марта 2019 19:00

Лекции

18:15

Балетная магия Востока

Каминный зал бельэтажа

Лектор: О. И. Розанова

 

балет в 3-х актах
музыка Людвига Минкуса

2 часа 50 минут
два антракта
для зрителей старше 12 лет
исполнители
Никия — Светлана Бедненко
Солор — Эрнест Латыпов    дебют
Гамзатти — Анжелина Воронцова

Дирижёр — Алексей Богорад
Постановщики
Либретто Мариуса Петипа и Сергея Худекова
Хореография Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани
Танец Золотого божка поставлен Николаем Зубковским

Общая хореографическая редакция и постановка: Михаил Мессерер
Ассистенты: Евгений Попов, Анна Разенко
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев
Художник-технолог по костюмам: Алла Марусина
Художник по свету: Александр Кибиткин
Педагоги-репетиторы: Жанна Аюпова, Евгений Попов, Евгения Костылева, Татьяна Легат, Светлана Ефремова, Эльвира Хабибуллина, Наталия Цыплакова

Декорации и костюмы изготовлены театрально творческими мастерскими ООО «Возрождение»

Премьера постановки в Михайловском театре: 21 октября 2000 года
Премьера новой редакции: 15 февраля 2012 года

В «Баядерке» собраны воедино все распространенные в XIX веке представления об Индии — стране факиров, лотосов и заклинателей змей. Главные герои — храмовая танцовщица и доблестный воин, чья любовь разрушена волей могущественного раджи. Но притягательность балета, родившегося на русской императорской сцене, не только в ориентальной экзотике, пряных танцах, бутафорских слонах и тиграх или торжественных выходах жрецов. Спектакль завораживает магическим контрастом между суетой многоцветных празднеств и возвышенной отрешенностью знаменитого «Акта Теней», чья нежная меланхолия не знает себе равных по уровню поэтического обобщения.

За 140 лет сценической жизни «Баядерки» сложилась исполнительская традиция, которая предполагает сочетание отточенного и безупречного академического танца с тонкой психологической проработкой ролей и индивидуальными актерскими находками. Сегодня спектакль является символом незыблемости и преемственности традиций русской балетной школы и остается одним из высших достижений хореографического искусства.

Акт первый

Картина первая
Священный лес перед пагодой. Молодые знатные воины возвращаются с охоты на тигра. С луком в руке входит богатый кшатрия Солор (знаменитый воин). Он приказывает воинам оставить его одного возле священного огня. Солор поручает факиру Магедавее найти случай поговорить с прекрасной Никией, баядеркой, которая живёт в храме, и передать ей, что будет ждать её ночью у пагоды. Затем Солор уходит.
Торжественным появлением Великого брамина, жрецов и баядерок — храмовых танцовщиц — открывается праздник поклонения огню. Кульминация торжества — танец Никии. Страстная любовь к Никии заставляет Великого брамина забыть о священном сане и связанном с ним обете безбрачия. Он обещает ей все богатства Индии, всё, что она пожелает. Но Никия не может скрыть своего отвращения к брамину.
Ночь. Тайное свидание Никии и Солора охраняет Магедавея. Солор над священным огнём клянётся Никии в вечной любви и верности. Великий брамин видит их и намеревается отомстить влюблённым.

Картина вторая
Зал во дворце раджи Дугманты. Раджа приказывает позвать баядерок, чтобы они развлекли его и его гостей. Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой лучшего и храбрейшего воина княжества — Солора, с которым она обручена с детства. Гамзатти счастлива, а Солор в растерянности: он не смеет отказаться от высокой чести, однако он любит Никию, и дал ей клятву верности!..
Появляется Великий брамин. Рассчитывая погубить соперника, он рассказывает радже о любви Никии и Солора. Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть. Брамин не ожидал такой развязки, он грозит радже карой богов за смерть баядерки, но Дугманта неумолим.
Гамзатти подслушала этот разговор и приказывает невольнице привести Никию. Невольница прибегает с вестью о приходе Никии. Баядерка с поклонами приближается к дочери раджи. Гамзатти смотрит на неё и находит её прекрасной. Она говорит Никии о своей скорой свадьбе и приглашает танцевать у неё в этот день. Никия польщена такой честью, но тут Гамзатти, как бы случайно, показывает ей портрет своего жениха. Никия в отчаянии, она протестует. Солор любит только её, и только ей будет принадлежать. Гамзатти молит Никию отказаться от Солора, но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с любимым. Гамзатти предлагает Никии драгоценности, только бы она уступила ей Солора. В гневе Никия заносит над соперницей кинжал — подоспевшая невольница едва удерживает её.
Дочь раджи клянётся: «Никия умрёт!»

Акт второй

Картина третья
Площадь перед дворцом раджи. Помолвка Гамзатти и Солора.
Никия, обязанная по обряду танцевать на этом празднике, не может скрыть своего горя. Но вот ей вручают корзину цветов — и надежда, любовь, радость переполняют ее: конечно, торжествует она, это подарок Солора! Внезапно из цветов выползает змея и смертельно жалит баядерку. Это — месть Гамзатти.
Великий брамин обещает противоядие, если Никия забудет Солора, однако она верна своей любви. Умирая, Никия напоминает любимому о его клятве.

Акт третий

Картина четвёртая
Солор безутешен. Его мучит раскаяние. Он забывается сном и перед ним из мрака возникает царство теней. Длинной вереницей спускаются они с горных уступов. Он видит Никию. Она зовёт его...