Пиковая дама

опера в трёх действиях

музыка Петра Ильича Чайковского

Продолжительность
3 часа 30 минут
1 акт
60 мин
антракт 30 мин
2 акт
55 мин
антракт 20 мин
3 акт
45 мин
12+
для зрителей старше 12 лет
исполняется на русском языке

Спектакль идет на нашей сцене уже более трёх десятилетий. Поставленный в соответствии с эстетикой традиционного оперного театра, он стал символом уважительного отношения к классике. Мистический пушкинский сюжет разворачивается на фоне петербургских пейзажей и в великолепных дворцовых интерьерах. Символы реального мира, в частности, решетка Летнего сада, служат естественной границей для безудержных фантазий главного героя, который в итоге полностью попадает во власть своего воспаленного сознания. Захваченный чередой сверхъестественных событий, он теряет всякое сцепление со временем. В гениальной музыке Чайковского — тотальная предопределенность его неминуемого краха.

Действие первое

Картина первая

Летний сад. Ранняя петербургская весна. Аллеи заполнены гуляющими. Все радуются долгожданному солнечному дню. Лишь Герман мрачен. Он безнадёжно влюблён: она знатна и не может стать женой бедного офицера.
Князь Елецкий сообщает о своей помолвке с внучкой старой графини и представляет друзьям Лизу. Герман в отчаянии: девушка, которую он любит, — невеста князя!
Томский рассказывает фантастический анекдот о графине, владеющей тайной трех карт, которые приносят выигрыш. Приятели шутя предлагают Герману попытаться узнать эту тайну.
Начинается гроза... Потрясённый тем, что Лиза должна стать женой другого, Герман клянётся добиться её любви или умереть.

Картина вторая

Комната Лизы. Подруги отмечают её помолвку...
Наконец Лиза одна. Всеми её помыслами овладел таинственный незнакомец. Внезапно появляется Герман. С трепетом внимает Лиза его признаниям.
Неожиданный приход старой графини прерывает свидание, воскресив в памяти Германа рассказ Томского.
Решение умереть сменяется жаждой жизни, страстной надеждой узнать секрет выигрыша, добиться счастья.

Действие второе

Картина третья

Пышный бал у одного из екатерининских вельмож. Весь вечер разыгрывают Германа приятели, повторяя мысль и без того навязчиво преследующую офицера: карты графини принесут богатство и любимая сможет принадлежать ему.
Улучив удобный момент, когда гости после просмотра пасторали вышли из зала, Лиза назначает Герману свидание и передаёт ключ от спальни графини, через которую можно пройти в её комнату. Герману кажется, что это веление судьбы: сегодня он овладеет желанной тайной.

Картина четвёртая

Спальня графини. Как завороженный, всматривается Герман в портрет молодой графини, но, заслышав шаги, прячется.
В сопровождении приживалок возвращается графиня. С грустью смотрит она на свой портрет, предаваясь воспоминаниям о прошлом.
Задремавшую старуху будит появление Германа, который умоляет открыть ему тайну трёх карт. Не добившись ответа, он угрожает пистолетом. Испуганная старуха падает замертво.
Потрясённый крушением всех своих надежд, Герман близок к безумию.

Действие третье

Картина пятая

Казарма. Ночь. Герман, перечитывая записку Лизы с просьбой о встрече, вновь переживает случившееся. В его воспаленном воображении возникают картины смерти и похорон старухи, мерещится призрак графини, звучит её голос, называющий желанные три карты: «Тройка, семерка, туз!».

Картина шестая

Набережная. Тщетно ждёт Лиза Германа. Башенные часы бьют полночь. Наконец Герман появляется. С ужасом выслушивает Лиза его безумный бред, взывая к рассудку, — всё напрасно. Одержимый идеей выигрыша, Герман отстраняет Лизу с криком: «В игорный дом!» — и убегает. В порыве отчаяния Лиза решает покончить с собой.

Картина седьмая

Игорный дом. Идёт азартная карточная игра. Неожиданно появившийся Герман, к удивлению присутствующих, присоединяется к игрокам. Одну за другой ставит он на две карты, названные графиней, и выигрывает.
Упоённый победой, Герман ставит на третью карту весь свой выигрыш. Но вместо ожидаемого туза в руках Германа — дама пик. В исступлении смотрит Герман на карту — ему чудится старая графиня.
В припадке безумия Герман кончает с собой. В последнее мгновение в его прояснившемся сознании возникает образ любимой. С именем Лизы на устах Герман умирает.

Премьера постановки: 23 мая 1982 года

Либретто Модеста Ильича Чайковского по одноимённой повести Александра Сергеевича Пушкина

  • Режиссёр-постановщикСтанислав Гаудасинский
  • Художник-постановщикСемён Пастух
  • Художник по костюмамГалина Соловьёва
  • Художник по светуМихаил Меклер
  • Балетмейстер-постановщикНикита Долгушин
  • Ответственный концертмейстерНаталья Дудик
  • ХормейстерыАлексей Дмитриев, Сергей Цыпленков

Декорации и костюмы изготовлены театрально-творческими мастерскими «Возрождение»

На что сходить
в театр вам?

Ответьте на несколько вопросов, и мы подберём спектакли на ваш вкус

Подобрать спектакли
EN
Подробнее Смотреть галерею