Богема
опера в 4-х действиях
музыка Джакомо Пуччини
исполнители
Действие оперы происходит в Париже времён Прекрасной эпохи. На фоне расцвета искусств и общественной мысли поэт, художник, музыкант и философ ищут своё место в мире. Как и во все времена, источником вдохновения для них становится любовь. Однако даже высокие чувства нуждаются в земных благах, а благосклонность муз даётся порой только ценой больших жертв. Постановка канадского режиссёра Роберта Карсена лишь подчёркивает драматизм музыки Джакомо Пуччини.
Мансарда в Латинском квартале Парижа. Поэт Рудольф и художник Марсель безуспешно пытаются работать. В комнате холодно, к тому же друзья голодны. Но они с юмором относятся к своим невзгодам. Остывший камин растоплен объёмистой рукописью Рудольфа.
Приходит вконец окоченевший философ Коллен, который тщетно пытался достать хоть немного денег, а за ним музыкант Шонар, ему удалось раздобыть провизии, вина и дров.
Оживившись, друзья весело разыгрывают домохозяина, явившегося требовать квартирную плату, а спровадив его, отправляются в кабачок. Дома остаётся один Рудольф — он должен закончить статью, но сделать это ему не удаётся.
Слышится нерешительный стук в дверь. Это Мими, живущая в том же доме, пришла попросить огня для свечи. Между молодыми людьми завязывается беседа. Наконец Мими уходит, но тут же возвращается: она обронила ключ от своей комнаты. Рассказ Мими о её одинокой, скромной жизни глубоко трогает юношу. Он признаётся девушке в любви и слышит ответное признание.
С улицы доносятся голоса друзей. Счастливые Мими и Рудольф присоединяются к ним.
Действие второе
Латинский квартал в сочельник. Шумное оживление царит на улицах. Рудольф с Мими, Марсель, Шонар и Коллен, смеясь, садятся за стол в кафе. В разгар пиршества появляется Мюзетта, подруга Марселя. С ней важный старик — её богатый поклонник Альциндор. Мюзетта оставила Марселя — ей надоела жизнь богемы, но она любит его по-прежнему. А Марсель, желая отомстить возлюбленной за измену, делает вид, что не замечает её. Мюзетту злит его деланое равнодушие, но присутствие Альциндора мешает ей. Наконец выход найден: она отсылает своего поклонника с выдуманным поручением и весело обнимает Марселя. В это время слуга приносит счёт. Шонар с ужасом обнаруживает, что у него больше нет денег. Но Мюзетта и здесь находит выход: она заявляет слуге, что по счёту заплатит, когда вернется, её спутник.
Действие третье
Кабачок у парижской заставы. Раннее утро. Из кабачка доносятся весёлые голоса, слышится смех Мюзетты. Сюда приходит Мими, чтобы посоветоваться с Марселем. Она жалуется на Рудольфа, который своей ревностью сделал их жизнь невыносимой. Рассказ Мими прерывается приступами кашля. Увидев приближающегося Рудольфа, она прячется.
В беседе с Марселем Рудольф сначала обвиняет Мими в легкомыслии и кокетстве, но затем открывает правду: его возлюбленная больна, а у него нет средств, чтобы дать Мими то, в чём она нуждается.
Рыдания Мими выдают её присутствие. Напрасно, оставшись с Мими вдвоём, Рудольф нежно утешает её. Узнав страшную истину, она настаивает на разлуке. Охваченные глубокой скорбью, влюблённые прощаются. Недолго наслаждались счастьем и Марсель с Мюзеттой. Между ними вспыхивает ссора. Марсель упрекает подругу в неисправимой ветрености, их примирение сменяется окончательным разрывом.
Действие четвёртое
Марсель и Рудольф в своей мансарде снова безуспешно пытаются работать. Они тоскуют о возлюбленных.
Неожиданно появляется встревоженная Мюзетта. С ней вместе пришла Мими, но бедняжке так плохо, что она не может подняться наверх.
Взволнованные друзья вносят Мими и бережно укладывают её. В комнате по-прежнему холодно, и Мюзетта отдаёт свои серьги, чтобы купить что-нибудь для Мими и пригласить доктора. Все, кроме Рудольфа, уходят. Мими счастлива: она снова с любимым, снова слышит его ласковые слова. Они вспоминают первую встречу, погасшую свечу.
Возвращаются друзья, они приносят лекарство и муфту. Мими радостно берёт муфту и, опустив на неё голову, засыпает. Рудольф занавешивает окно, чтобы свет не разбудил её, но его любимая уже мертва.
Музыкальный руководитель постановки: Михаил Татарников
Постановка: Роберт Карсен
Сценография и костюмы: Майкл Ливайн
Художник по свету: Жан Кальман
Режиссёр восстановления: Франс Виллем де Хаас
Хореография: Майкл Поппер
Ассистент режиссёра восстановления: Юлия Прохорова
Второй ассистент режиссёра восстановления: Вячеслав Калюжный
Дирижёр-ассистент: Валерий Кирьянов
Дирижёр-репетитор: Кристиан Делизо
Ответственный концертмейстер: Марк Вайнер
Концертмейстер-консультант: Наталья Дудик
Концертмейстеры: Ирина Дайнеко, Мария Микиртумова
Художественный руководитель и главный дирижёр хора: Владимир Столповских
Хормейстеры: Алексей Дмитриев, Сергей Цыпленков
Главный хормейстер Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга: Игорь Грибков
Консультант по итальянскому языку: Дарья Митрофанова
Субтитры: Маргарита Куницына-Танкевич
Режиссёр, ведущий спектакль: Ольга Кох
Ассистент режиссёра, ведущего спектакль; трансляция титров: Елена Пискунова
Оригинальная постановка Фламандской оперы, Бельгия