24.07.2012

Зимние встречи перед спектаклем

В новом году продолжается цикл лекций-бесед «Встречи перед спектаклем».

Зрители полюбили эти ставшие доброй традицией встречи, на которых они узнают интересные факты о постановках театра, о создателях спектаклей, о знаменитых артистах — тем более, когда тайны закулисной жизни им открывают знатоки театральной истории. В 2012 году о балетных спектаклях зрителям будет рассказывать народный артист СССР, профессор Никита Долгушин, об оперных — научный сотрудник Государственного Эрмитажа, искусствовед Алексей Лепорк.

20 января
«Лауренсия. Героико-драматический балет». Н.А. Долгушин


Спектакль, созданный в 1939 году выдающимся танцовщиком и хореографом Вахтангом Чабукиани, сочетает героический пафос с экспрессией виртуозного танца. В этом динамичном и красочном балете, продолжающем линию «испанской» классики, примером которой является «Дон-Кихот», бурная танцевальная стихия смогла подчинить себе строгие законы драмбалета. Никита Долгушин расскажет об истории и участниках первой постановки легендарного балета и его воссоздании в Михайловском театре в год 100-летия Чабукиани.

24 января
«Евгений Онегин. Опера как воспитание чувств». А. К. Лепорк


Из пушкинского романа в стихах — «энциклопедии русской жизни» — Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, назвав свою оперу «лирическими сценами». В письме к своему ученику, известному композитору С. И. Танееву, Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». «Евгений Онегин» был для композитора идеалом такой драмы. Сюжет о безответной любви уездной барышни Татьяны Лариной к столичному денди Евгению Онегину превращается в историю о воспитании чувств — настоящую трагедию человеческих сердец. Лекция Алексея Лепорка поможет зрителям открыть для себя неожиданные грани оперы П. И.  Чайковского, увидеть в любимом произведении новые смыслы.

4 февраля
«Жизель, или Вилисы. Симфонизм в танце и музыке.» Н.А. Долгушин


Признанный шедевр эпохи романтизма остается одним из самых репертуарных спектаклей, очарование которого патина времени только усиливает. Легенда о девушке, обманутой возлюбленным и превратившейся в призрака, воплотилась в идеальный по форме и бесконечно богатый нюансами балет, где танец стал основным выразительным средством. Контраст между динамичным первым актом, с его стремительной сменой мизансцен и эмоциональных состояний, и отрешенной бестелесностью второго акта стал зримым воплощением самого духа романтизма. В Михайловском театре спектакль реконструировал Никита Долгушин. В лекции «Симфонизм в танце и музыке» он поделится своими глубокими знаниями балетной истории, режиссёрским и сценическим опытом.

5 февраля
«Пиковая дама. Игра и страсть». А. К. Лепорк


Одна из самых известных опер П. И. Чайковского, которая практически сразу стала классической, «Пиковая дама» была написана композитором в поразительно короткий срок и является одним из тех великих произведений, в котором автору удалось выразить себя и своё время. Написать оперу на сюжет повести Пушкина Чайковскому предлагали неоднократно, но лишь в 1889 году великий композитор обратился к этому мистическому произведению. Поразительно, но, прежде чем П.И. Чайковский создал свой трагический оперный шедевр, пушкинская «Пиковая дама» вдохновила композитора Франца Зуппе на сочинение... оперетты (1864); а еще раньше — в 1850 году — одноименную оперу написал Жак Галеви (впрочем, от Пушкина здесь мало что осталось: в этой опере имя героя изменено, старуха-графиня превращена в молодую польскую принцессу и так далее). Об этих и других деталях истории оперного сюжета зрителям расскажет Алексей Лепорк.

Посетить лекцию можно при наличии билета на текущий спектакль.

Лекции проходят в Каминном зале бельэтажа. Начало в 18.15.
Подробнее Смотреть галерею