10.09.2021

«В «Реквиеме» Верди я ощущаю нечто всечеловеческое»

9 октября 2021 года станет знаковой датой в профессиональной карьере Алевтины Иоффе. В этот вечер состоится её дирижерский дебют в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Под управлением музыкального руководителя Михайловского театра прозвучит «Реквием» Джузеппе Верди.

— Предстоящий концерт очень важен для меня, и он дает серьезный повод поразмышлять, что такое музыка на религиозный текст, — Алевтина Иоффе говорит с искренним волнением. — Музыку я представляю как некий абсолют, как космическую субстанцию. Моя задача — проводить, пропускать этот космос через себя, питать эту сущность своей энергией.

— Как я ощущаю «Реквием» Верди? Для меня это вопиющая просьба к Богу дать помилование душе, даже не молитва. Молитва — когда ты углублен в себя, в ней всегда присутствует интимный момент. У Верди я ощущаю нечто всечеловеческое. В эпизоде Страшного суда, когда все встанут, чтобы держать ответ, даже смерть объята ужасом и затаилась. Страшные, но пронзительно музыкальные фрагменты раскрывают бездну апокалипсиса. Кто-то считает, что он уже был, когда пал Константинополь, кто-то считает, что он еще будет. При этих звуках я представляю себе тяжелейшие испытания, выпавшие людям, как у Брюллова в «Гибели Помпеи», вижу отчаяние в глазах, когда извергается Везувий и стены города рушатся на людей, или вижу извращенные образы в адских изображениях Босха, или нагромождение истерзанных тел в «Страшном суде» Рубенса. Когда у Верди звучит перекличка восьми труб, у меня мурашки бегут по всему телу... Кажется, что издалека надвигается нечто, грозное и беспощадное, что может обречь тебя на вечные муки, на вечные мытарства.

— Я пропускаю музыку через себя и мыслю музыку скорее категориями философскими, чем чисто механическими. Это дает возможность соприкоснуться с вечным и почувствовать себя со-творцом. Индивидуальная интерпретация музыкального произведения создаётся тогда, когда ты надеваешь на себя эту «музыкальную шкуру». Это сложно эмоционально, но в таком случае ты точно знаешь, какие эмоции движут героем и почему, к примеру, он поёт форте или пьяно.

— Вообще музыку я мыслю не тактами, не долями, а большими музыкальными фразами, эквивалентными потоку энергии, — продолжает Алевтина Иоффе. — Эти фразы должны сложиться — в них есть свои акценты, кульминации. Но сначала нужно объяснить оркестру логику и структуру, а потом уже объединить музыкантов энергетическим потоком. Мы вместе должны прийти к тому звучанию, которое я представляю. Таков обычный путь: сначала метроритмическая точность, техника, мы проучиваем пассажи, формируем точный штрих. Вся эта механика нужна в начале работы, но потом в эту механику ты вдыхаешь жизнь.

— В «Реквиеме» заняты замечательные певцы. Это замечательный состав! — Алевтина Иоффе для каждого находит теплые и неформальные слова. — С Вероникой Джиоевой, сопрано, мы впервые работали прошлой весной, это был дебют для нее и для меня — «Манон Леско» Пуччини. Меня покорил тембр её голоса, особый призвук, специфический, только ей присущий оттенок, благодаря которому её ни с кем невозможно спутать. Её голос меня просто зачаровывает. Как у прекрасного цветка есть аромат — свой, единственный, так у Джиоевой есть уникальный, завораживающий оттенок голоса. Олеся Петрова, меццо-сопрано, солистка Михайловского театра — бомбическая певица, суперпрофессионал, мировой голос. Она всегда востребована: она изумительно поет Верди. Дмитрий Головнин, тенор, тоже наш солист. Это первоклассный голос, в России таких мало, профессионал, потрясающе владеет кантиленой, а еще он очень приятный и скромный человек. С басом Алексеем Тихомировым мы впервые работаем вместе. Я услышала его на премьере «Опричника» — это харизматичный артист, умеющий передать образ, и у него богатейший голосовой диапазон. Очень важно, что мой первый концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии я проведу вместе с такими артистами. И конечно же, мне доставляет колоссальное удовольствие готовить его с симфоническим оркестром и хором Михайловского театра.

Подробнее Смотреть галерею