14.09.2018
Сезон лекций
Наши постоянные зрители хорошо знают, что нередко перед началом спектакля в Каминном зале бельэтажа можно прослушать лекцию. Вход для зрителей свободный и не требует предварительной регистрации. Лекционный сезон стартовал вместе с театральным. Уже состоялись встречи с историком балета Ольгой Розановой, искусствоведом Алексеем Лепорком. В ближайшее время запланированы выступления театроведа Константина Учителя и музыковеда Тамары Сквирской.
Тамара Закировна сравнительно недавно присоединилась к коллективу лекторов. Кандидат искусствоведения, специалист по наследию Чайковского, член редакционного совета нового полного собрания его сочинений, она более 20 лет преподавала в петербургской консерватории и руководила ее научно-исследовательским отделом рукописей, в котором работает и сейчас. Через ее руки прошло немало архивных документов, среди которых рукописи русских классиков и подлинные автографы зарубежных гениев музыкального театра, некогда посещавших Россию. Мы спросили у нее, каковы особенности лекций для широкой театральной аудитории.
— Искусство — это не только форма развлечения, но и способ познания мира. Если зритель не знает эпохи, в которой опера или балет были созданы, то ему трудно оценить фундаментальные основы авторского замысла и его историческое значение, — рассуждает Тамара Сквирская. — Когда произведение искусства отделено от личности автора, зритель порой видит в нем только себя или неширокий круг своих близких. Поэтому обычно я стараюсь рассказать, по заказу писал оперу композитор или выбрал сюжет сам, опираясь на свои личные творческие замыслы; как премьеру приняли в его времена, сильно ли оперный сюжет отличается от литературного источника — все это детали, которые придают объем общей картине.
В первой половине 186-го сезона в Михайловском театре запланированы 16 лекций. В декабре две лекции, которые прочитают Тамара Сквирская и Ольга Розанова, будут посвящены «Спящей красавице». Наши зрители могут быть уверены, что балетовед и музыковед найдут свои особые подходы к произведению, не пересекаясь друг с другом ни фактами, ни мыслью.
— В театр ходят разные люди: некоторые оказываются здесь в первый раз, а некоторые уже имеют богатый зрительский опыт, — продолжает Тамара Сквирская. — Именно поэтому в наших лекциях мы стараемся не излагать хрестоматийные истины, а в непринуждённой атмосфере представить передний край исследовательских достижений. Иногда это могут быть факты, которые по тем или иным причинам не знакомы слушателям и которые нельзя найти на популярных образовательных ресурсах. Например, не так давно стало известно, что родной дед Петра Ильича Чайковского был французом, он приехал в Петербург в конце XVIII века. В архивах нашего города обнаружились его автографы. Это результаты изучения документов, в интернете эту информацию не найти, но наши зрители об этом уже знают. На ближайшей моей лекции, которая будет посвящена «Травиате», я кроме прочего расскажу об автографах Верди, которые хранятся у нас в Петербурге, ведь композитор приезжал в наш город в связи с постановкой своих опер, и об этом остались документальные свидетельства. Мне кажется, эти факты приближают нас к великим именам прошлого, создают параллели и расширяют ассоциативный ряд. Отдельная тема, которой я очень глубоко занимаюсь, это «Иоланта» Чайковского. Конечно же, это связано с предстоящей премьерой в Михайловском театре. Перед одним из премьерных показов постановки Андрия Жолдака 20 ноября лекцию прочтет Константин Учитель. Я же пока скажу только, что в советское время именно МАЛЕГОТ был первым театром, поставившим «Иоланту» на своей сцене.
Тамара Закировна сравнительно недавно присоединилась к коллективу лекторов. Кандидат искусствоведения, специалист по наследию Чайковского, член редакционного совета нового полного собрания его сочинений, она более 20 лет преподавала в петербургской консерватории и руководила ее научно-исследовательским отделом рукописей, в котором работает и сейчас. Через ее руки прошло немало архивных документов, среди которых рукописи русских классиков и подлинные автографы зарубежных гениев музыкального театра, некогда посещавших Россию. Мы спросили у нее, каковы особенности лекций для широкой театральной аудитории.
— Искусство — это не только форма развлечения, но и способ познания мира. Если зритель не знает эпохи, в которой опера или балет были созданы, то ему трудно оценить фундаментальные основы авторского замысла и его историческое значение, — рассуждает Тамара Сквирская. — Когда произведение искусства отделено от личности автора, зритель порой видит в нем только себя или неширокий круг своих близких. Поэтому обычно я стараюсь рассказать, по заказу писал оперу композитор или выбрал сюжет сам, опираясь на свои личные творческие замыслы; как премьеру приняли в его времена, сильно ли оперный сюжет отличается от литературного источника — все это детали, которые придают объем общей картине.
В первой половине 186-го сезона в Михайловском театре запланированы 16 лекций. В декабре две лекции, которые прочитают Тамара Сквирская и Ольга Розанова, будут посвящены «Спящей красавице». Наши зрители могут быть уверены, что балетовед и музыковед найдут свои особые подходы к произведению, не пересекаясь друг с другом ни фактами, ни мыслью.
— В театр ходят разные люди: некоторые оказываются здесь в первый раз, а некоторые уже имеют богатый зрительский опыт, — продолжает Тамара Сквирская. — Именно поэтому в наших лекциях мы стараемся не излагать хрестоматийные истины, а в непринуждённой атмосфере представить передний край исследовательских достижений. Иногда это могут быть факты, которые по тем или иным причинам не знакомы слушателям и которые нельзя найти на популярных образовательных ресурсах. Например, не так давно стало известно, что родной дед Петра Ильича Чайковского был французом, он приехал в Петербург в конце XVIII века. В архивах нашего города обнаружились его автографы. Это результаты изучения документов, в интернете эту информацию не найти, но наши зрители об этом уже знают. На ближайшей моей лекции, которая будет посвящена «Травиате», я кроме прочего расскажу об автографах Верди, которые хранятся у нас в Петербурге, ведь композитор приезжал в наш город в связи с постановкой своих опер, и об этом остались документальные свидетельства. Мне кажется, эти факты приближают нас к великим именам прошлого, создают параллели и расширяют ассоциативный ряд. Отдельная тема, которой я очень глубоко занимаюсь, это «Иоланта» Чайковского. Конечно же, это связано с предстоящей премьерой в Михайловском театре. Перед одним из премьерных показов постановки Андрия Жолдака 20 ноября лекцию прочтет Константин Учитель. Я же пока скажу только, что в советское время именно МАЛЕГОТ был первым театром, поставившим «Иоланту» на своей сцене.