24.03.2021
«Рахманинов – центральная фигура моей двадцатилетней жизни»
6 апреля на нашей сцене состоится первый музыкальный вечер в рамках проекта «Новое поколение звезд». Вместе с симфоническим оркестром Михайловского театра выступит пианист Александр Малофеев. Прозвучат Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова и Первая симфония Петра Ильича Чайковского. За дирижерский пульт встанет Александр Соловьев.
Александр Малофеев в неполные 20 лет имеет внушительный опыт концертных выступлений и победы на крупных музыкальных конкурсах.
— Благодаря нескольким великим дирижерам Санкт-Петербург блистает на мировой музыкальной карте, — рассказал пианист в преддверии концерта. — Поэтому город занимает особое место в графике моих выступлений. А с Александром Александровичем Соловьевым я познакомился, когда мне было 12 лет. Мы исполняли с ним фортепианный концерт Грига в Центре оперного пения Галины Вишневской. И я до сих пор помню тепло и аккуратность маэстро при работе со мной и с оркестром. Его отличает невероятная деликатность. Тогда все прошло идеально, а благодаря дальнейшим совместным выступлениям наладились наши личные отношения. Я могу назвать их очень дружественными. Когда я узнал, что маэстро Соловьев стал главным дирижером Михайловского театра, я невероятно обрадовался и принял с восторгом его предложение выступить вместе. Именно он предложил программу. А я точно знал, что хочу играть Рахманинова. В моем репертуаре — все пять его концертов (музыкант имеет ввиду четыре фортепианных концерта и Рапсодию на тему Паганини, которую иногда называют Пятым концертом).
— Я уже немного знаком с Михайловским театром. В 2014 году у меня был сольный концерт из произведений Листа и Рахманинова в Каминном зале. Мне запомнилась акустика в этом помещении — очень звонкая. А после репетиции я пошел в зал и смотрел прогон, как мне помнится, оперы «Евгений Онегин».
— Рахманинова я всегда играл очень много. Композитор, с его судьбой, творчеством, безграничным гением — пример пути настоящего русского творца. Вся боль и безграничная тоска, но при этом с постоянно тлеющей надеждой, достигают апогея в Третьем концерте, который всегда меня привлекал. Когда я сыграл его впервые и сошел со сцены, то расплакался, настолько я мечтал об этом. Вообще, Рахманинов — центральная фигура моей двадцатилетней жизни. И надеюсь, получится принести это ощущение в Михайловский театр.
— Второй концерт для фортепиано с оркестром, возможно, является самым жизнеутверждающим произведением в творчестве Рахманинова, — продолжает Александр Малофеев. — Часто пишут и говорят, что этим сочинением композитор впервые задал тот масштаб и продемонстрировал те музыкальные приемы, с которыми остался в истории. Мне кажется, что ценность этого концерта в другом. Рахманинов умеет подобрать ключ к каждому слушателю и вызывать ассоциации крайне персональные. Потому что эти колокола вначале и сама тема этого концерта лично мне не навевают мысли о депрессии автора, которая предшествовала созданию этого произведения. Скорее это воздействие на психику и эмоции человека на каком-то инстинктивном уровне. Внутри все сжимается с самой первой ноты, а в конце попадаешь в абсолютное забытье. Мне кажется, причина популярности этого концерта в современной культуре в том, что сочинение воздействует на эмоции, которые почти невозможно получить в жизни. Я считаю, неправильно пытаться соотнести эту музыку с той жизненной ситуацией, в которой оказался композитор, или с собственным жизненным опытом. Гений Рахманинова в том, что ты приходишь на его концерт, чтобы очиститься от всех текущих жизненных впечатлений и ощутить то, что ты не можешь испытать в повседневности. Второй концерт является выжимкой этой способности Рахманинова. Это произведение я начал учить, когда мне было 14 лет. Но к любому концерту ты готовишься всю свою жизнь, потому что накапливаешь опыт.
Александр Малофеев в неполные 20 лет имеет внушительный опыт концертных выступлений и победы на крупных музыкальных конкурсах.
— Благодаря нескольким великим дирижерам Санкт-Петербург блистает на мировой музыкальной карте, — рассказал пианист в преддверии концерта. — Поэтому город занимает особое место в графике моих выступлений. А с Александром Александровичем Соловьевым я познакомился, когда мне было 12 лет. Мы исполняли с ним фортепианный концерт Грига в Центре оперного пения Галины Вишневской. И я до сих пор помню тепло и аккуратность маэстро при работе со мной и с оркестром. Его отличает невероятная деликатность. Тогда все прошло идеально, а благодаря дальнейшим совместным выступлениям наладились наши личные отношения. Я могу назвать их очень дружественными. Когда я узнал, что маэстро Соловьев стал главным дирижером Михайловского театра, я невероятно обрадовался и принял с восторгом его предложение выступить вместе. Именно он предложил программу. А я точно знал, что хочу играть Рахманинова. В моем репертуаре — все пять его концертов (музыкант имеет ввиду четыре фортепианных концерта и Рапсодию на тему Паганини, которую иногда называют Пятым концертом).
— Я уже немного знаком с Михайловским театром. В 2014 году у меня был сольный концерт из произведений Листа и Рахманинова в Каминном зале. Мне запомнилась акустика в этом помещении — очень звонкая. А после репетиции я пошел в зал и смотрел прогон, как мне помнится, оперы «Евгений Онегин».
— Рахманинова я всегда играл очень много. Композитор, с его судьбой, творчеством, безграничным гением — пример пути настоящего русского творца. Вся боль и безграничная тоска, но при этом с постоянно тлеющей надеждой, достигают апогея в Третьем концерте, который всегда меня привлекал. Когда я сыграл его впервые и сошел со сцены, то расплакался, настолько я мечтал об этом. Вообще, Рахманинов — центральная фигура моей двадцатилетней жизни. И надеюсь, получится принести это ощущение в Михайловский театр.
— Второй концерт для фортепиано с оркестром, возможно, является самым жизнеутверждающим произведением в творчестве Рахманинова, — продолжает Александр Малофеев. — Часто пишут и говорят, что этим сочинением композитор впервые задал тот масштаб и продемонстрировал те музыкальные приемы, с которыми остался в истории. Мне кажется, что ценность этого концерта в другом. Рахманинов умеет подобрать ключ к каждому слушателю и вызывать ассоциации крайне персональные. Потому что эти колокола вначале и сама тема этого концерта лично мне не навевают мысли о депрессии автора, которая предшествовала созданию этого произведения. Скорее это воздействие на психику и эмоции человека на каком-то инстинктивном уровне. Внутри все сжимается с самой первой ноты, а в конце попадаешь в абсолютное забытье. Мне кажется, причина популярности этого концерта в современной культуре в том, что сочинение воздействует на эмоции, которые почти невозможно получить в жизни. Я считаю, неправильно пытаться соотнести эту музыку с той жизненной ситуацией, в которой оказался композитор, или с собственным жизненным опытом. Гений Рахманинова в том, что ты приходишь на его концерт, чтобы очиститься от всех текущих жизненных впечатлений и ощутить то, что ты не можешь испытать в повседневности. Второй концерт является выжимкой этой способности Рахманинова. Это произведение я начал учить, когда мне было 14 лет. Но к любому концерту ты готовишься всю свою жизнь, потому что накапливаешь опыт.