Новости
23.10.2018
Выставка к 80-летию Никиты Долгушина
К 80-летию со дня рождения Никиты Долгушина в Каминном зале бельэтажа открылась выставка, на которой представлены фотографии из личного архива Никиты Александровича, афиши к спектаклям, поставленным Долгушиным в Малом театре оперы и балета, его костюмы из балета «Спартак» и знаки отличия.8 ноября 2018 года артисту и балетмейстеру Никите Александровичу Долгушину исполнилось бы 80 лет. Большая часть его творческой жизни была связана с Малым театром оперы и балета — Михайловским театром. Сегодня память о нём живёт не только в этих стенах, но и на сцене: артисты, выходящие в «Жизели», следуют его замыслу и тонкому вкусу.
Никита Долгушин родился в Ленинграде в 1938 году, в 1959 году окончил Ленинградское хореографическое училище. На выпускной фотографии он в центре верхнего ряда, справа от него — Людмила Ковалёва, слева — Наталья Макарова: судя по всему, именно на них уже тогда возлагали самые большие надежды, которые оправдались уже на выпускном спектакле: Долгушин с Макаровой выступили в па-де-де из второго акта «Жизели». Как вспоминала историк балета Вера Красовская, «зрители приготовились к выходу графа, чью печаль о мёртвой возлюбленной передаст со слов репетитора более или менее понятливый ученик. Однако ж незрело ученического не обнаружилось ни в облике, ни в повадке. Он заставлял любоваться движением как таковым, пластической фразой, слагающейся из движений, гармонией целого».
Долгушин был принят в труппу Театра им. С. М. Кирова, и Юрий Григорович, молодой главный балетмейстер театра, не только поручил недавнему выпускнику несколько номеров в «Хореографических миниатюрах» Леонида Якобсона, но и оставил за ним главную партию в «Жизели». А вот со сменившим Григоровича Константином Сергеевым отношения не сложились. Долгушина «сослали» в кордебалет, а перед немногочисленными ведущими партиями назначали на характерные, противопоказанные исполнителю.
Не в силах дольше оставаться в этой труппе, в 1961 году Долгушин уехал в Новосибирск, тогда считавшийся центром новаторства в балете. Сибирский репертуар танцовщика оказался на редкость богат и разнообразен: «Ленинградская симфония» Бельского, «Корсар» и «Раймонда» в постановке Петра Гусева, «Легенда о любви» Юрия Григоровича, «Золушка» и «Ромео и Джульетта» Олега Виноградова, три версии «Лебединого озера». В 1964 году он стал лауреатом Международного конкурса артистов балета в Варне, выступив с Екатериной Максимовой, в том же году получил звание заслуженного артиста РСФСР. Тогда же Долгушин попробовал свои силы как хореограф, поставив фрагменты балета «Ледяная дева» на музыку Грига.
Но как только из Новосибирска уехали Григорович и Виноградов, мятущаяся душа артиста потребовала перемен. В 1966 году Долгушина соблазнило предложение Игоря Моисеева поступить в только что организованный московский ансамбль «Классический балет», но заманчивые перспективы оказались подёнщиной в наспех сколоченной труппе. После двух лет творческого одиночества, в 1969 году он пришёл в Малый театр оперы и балета, где танцевал до 1983 года.
Образы, созданные Долгушиным на этой сцене, были яркими, запоминающимися и разноплановыми: блистательный виртуоз в гран-па из «Пахиты», задорный Колен в «Тщетной предосторожности», мужественный принц в «Щелкунчике», без памяти влюблённый Джеймс, одухотворённый Игорь в «Ярославне», властный, но смятенный Годунов в «Царе Борисе»
Однако и этого было мало талантливому танцовщику. В Малом оперном Долгушин занялся поиском собственного хореографического языка: здесь появились его балеты на музыку П. И. Чайковского «Концерт в белом», «Размышления», «Ромео и Джульетта», «Моцартиана». Работая над спектаклями, он продумывал всё до мелочей, исписывая стопки бумаги заметками о ролях и нередко набрасывая эскизы костюмов.
«Размышления» — долгушинская трактовка шекспировского «Гамлета» — стала квинтэссенцией его хореографического творчества. «Спектакль — внутренний монолог Гамлета, где реальное время, быть может, укладывается в мгновение, а может быть, длится бесконечно. Дан не ход мыслей, а поток сознания: мысль напряжённо, мучительно, пристрастно оценивает события уже совершённые и еще грядущие», — писала Вера Красовская. Этот балет и эта роль были своего рода исповедью Долгушина — деятеля, мечтателя и поэта.
В 1983 году Долгушин возглавил факультет танца и стал главным балетмейстером Оперной студии Ленинградской консерватории. В 1988-м ему было присвоено звание «народный артист СССР».
В 2007-м он вернулся в Михайловский театр в качестве балетмейстера-репетитора. Артист-эстет, старомодно-учтивый, жадный до всего нового, всегда всё делающий по-своему, не переставал удивлять. Он создал утончённую версию «Жизели», признанную критиками образцовой, в которой облюбовал для себя роль Герцога, отца Батильды. И с не меньшим удовольствием выходил в роли Помпея в «Спартаке» в хореографии Георгия Ковтуна, столь отличном от созданных им спектаклей.