23.07.2012

Михаил Татарников: «Бах — это музыкальная вселенная…»

Музыкальную ткань балета «Многогранность. Формы тишины и пустоты» его создатель Начо Дуато соткал из музыки Иоганна Себастьяна Баха, отобрав и соединив множество фрагментов из разных сочинений композитора.

Парадоксально, но балет о великом музыканте никогда прежде живой музыкой не сопровождался, шел только под фонограмму. Премьера Михайловского театра откроет новую главу в жизни признанного хореографического шедевра: полноправными участниками спектакля будут музыканты — оркестр, хор, вокалистка и солисты-инструменталисты.

— Мы начали с того, чтобы найти и идентифицировать нотный материал, — рассказывает музыкальный руководитель постановки, главный дирижер Михайловского театра Михаил Татарников, — изначально в нашем распоряжении был только диск с записью. Эту работу, а объем ее оказался огромным, выполнил дирижер-ассистент Алексей Ньяга. Музыка в балете оказалась из самых разных жанров: клавирная музыка, сочинения для органа, для солирующего голоса, хоровые произведения, фрагменты виолончельной сюиты, даже соло для английского рожка. Есть музыка, известная всем, абсолютно доступная, например, менуэт из нотной тетради Анны-Магдалены Бах; он входит в программу музыкальной школы, дети разучивают это пьесу на уроках фортепиано. А есть произведения, которые даже профессионалам сложны и не всегда известны, в частности, последние контрапункты из «Искусства фуги» — в том числе и тот, который Бахом не закончен, где нотная запись, сделанная его рукой, обрывается...

— Музыка Баха всегда предъявляет особые требования к музыкантам, а партитура, где представлен весь диапазон его творчества, от простейших вещей до мегасложных, — это настоящий вызов для оркестра и солистов. Сложнейшие скрипичные соло, виртуознейшее соло для альта — задачи для настоящих профессионалов. Премьерные спектакли сыграет один из самых многообещающих петербургских скрипачей Владимир Погорецкий — молодой, но очень одаренный и перспективный музыкант. Великолепны виолончелисты из оркестра Михайловского театра — Вадим Мессерман и Елена Сергеева. Очень сложный оркестровый фрагмент зависит от мастерства трубачей — и здесь нужно отдать должное Анатолию Сахарову, который исполняет партию первой трубы потрясающе. Исключительно важную роль в партитуре играет музыка для органа. В театре нет органа, но мы смогли взять в аренду замечательный инструмент — орган фирмы Johannus, и пригласили органистку Алину Никитину. И конечно же, нельзя не сказать о высочайшем уровне хора нашего театра. Все музыканты понимают, что очень многое в предстоящей премьере зависит от них, и очень воодушевлены этой работой.
Подробнее Смотреть галерею