Новости
22.04.2019
«Иоланта». Необычная, одинокая, закрытая
«Иоланта» в версии Андрия Жолдака нуждается в пытливой и свободно мыслящей публике. 7 мая состоится последний в текущем сезоне показ нашумевшей премьерной постановки. Несколько подсказок зрителям предлагают артисты, которые пытаются ответить на вроде бы простой вопрос: «О чем этот спектакль?».Наталья Миронова, исполняет роль Бригитты, подруги Иоланты.
— Очень много вещей творится в человеческой душе. Все знают выражение «чужая душа потемки», и это правда. Мне кажется, что этот спектакль — своего рода попытка заглянуть в душу человека, увидеть все возможные грани, хотя многое вообще увидеть нельзя. Именно этим спектакль и интересен, и именно поэтому он может показаться непредсказуемым и алогичным. Но в нашей жизни, как выясняется, вообще очень много алогичного. А здесь мы видим тот самый срез, когда ты не понимаешь, где находишься, где проходит граница между явью и былью.
Ирина Михайлова, исполняет роль Марты, кормилицы Иоланты.
— Мне кажется, что это спектакль в первую очередь об одиночестве. Он о том, как сложно человеку, который живет иначе и чувствует себя иначе, который не похож на остальных. Мы ощущаем эту двоякость: есть Иоланта и есть ее окружение. Мы — те, кто вокруг нее, — живые, реальные, веселые, очень простые, в хорошем смысле, в то время как она — иная: необычная, одинокая, закрытая. Ей гораздо сложнее, она не видит, ей очень сложно понять то, что с первого взгляда легко понять зрячему человеку. Она чувствует исходящую от нас любовь и заботу, но мы застаем ее в то время, когда ей недостаточно нашей любви. Мы готовы предложить ей весь спектр собственных чувств, но этого недостаточно.
Дамир Закиров, исполняет роль Альмерика, оруженосца короля.
— В мире, который видит Иоланта своим внутренним зрением, все прекрасней, чем в реальности. Люди другие, возвышенные, меньше быта и суетности. Мой персонаж появляется в опере внезапно; так бывает — служил один человек на посту, с ним случилось несчастье, поставили другого. И вот, я приезжаю, узнаю страшную историю, что человек не видит и все вокруг от него это тщательно скрывают, нахожусь немножко в шоке от того, что узнал, и от криков, которые слышу по ночам. Я пытаюсь все это понять, но при том я не должен задавать вопросов, потому что я новый помощник короля и должен просто выполнять его указания. Все, что я наблюдаю, я пытаюсь просто переосмысливать внутри себя.
Мне кажется, что я участвую в каком-то кино. Все настолько детально, как будто сменяют друг друга отдельные кадры. Не уверен, что зритель все может ухватить. Мне лично это очень интересно, у меня есть мечта сыграть в кино. Я в этом живу, купаюсь, улавливаю режиссерские задачи. На кино похоже еще и потому, что много спецэффектов. Режиссер хотел все точно показать, мы не можем, как часто бывает в опере, действовать по принципу «стой здесь и импровизируй». Артистам поставлены строгие задачи, прописаны точные движения. Вот, здесь ты сидишь и куришь, и ничего другого, а сейчас взял пульт и выключил телевизор. Все очень точно, как в кино. В кино я никогда не играл, но думаю, что там все происходит именно так.
Дарья Сергеева, исполняет роль Лауры, подруги Иоланты.
— Этот спектакль о двух мирах. Есть мир, в котором живет Иоланта, и другой мир, и постановщик сразу дает понять это зрителю, разграничив сцену на две части. Мне кажется, он заставляет зрителей и артистов задуматься о том, как можно по-разному воспринимать одни и те же вещи. Моя героиня мир Иоланты не очень ощущает. Это подружка, которая помогает в быту, она с малолетства при ней, она ей сопереживает, но не понимает ее, только смутно догадывается, что Иоланта видит то, чего не видят другие. В какой-то момент моя героиня тоже хочет увидеть и почувствовать «другое», чтобы понять и помочь. Получается ли? Нет, не получается.
Александр Кузнецов, исполняет роль Эбн-Хаккия.
— Мой персонаж — дорогой немецкий врач турецкого происхождения, по крайней мере так мне говорил режиссер. Врач, но отчасти даже и немножко шарлатан. То есть он знает проблему, но ему хорошо в этом доме, ему платят, ему комфортно, он как бы своего рода Григорий Распутин при доме царской семьи. Вроде как есть болезнь и есть метод ее лечения, но торопиться не нужно. В тот момент, когда появляется Водемон, он немножко расстраивается, потому что лечение неизбежно и придется все-таки что-то сделать, а потом искать нового клиента. Это схема, но в каждый спектакль я подкладываю новый контекст. В любом случае это не про окулиста. Проблема в другом: девушка в своем мире, и ей там хорошо. А ее хотят переместить в этот мир. А надо ей или не надо? Она потом решает это сама.