24.01.2020

«Я не могу без русских людей!»

Цикл филармонических концертов Симфонического оркестра Михайловского театра под управлением маэстро Александра Ведерникова, открывшийся с большим успехом в декабре, продолжится 12 февраля. В программу вечера войдут хоровые и вокально-симфонические произведения Сергея Рахманинова «Три русские песни для хора с оркестром», кантата «Весна» и симфоническая поэма «Колокола». В концерте принимает участие хор Михайловского театра, сопрано Анастасия Москвина, тенор Гиорги Стуруа и баритон Борис Пинхасович.

Программа концерта имеет ярко выраженный национальный характер. «Я не могу без русских людей!», — признавался Рахманинов своему другу Федору Шаляпину. Тема Родины занимала центральное место в его творчестве, даже после эмиграции он оставался «певцом России». До конца дней для композитора русское народное искусство было естественным источником вдохновения. Отъезд из России, ставший причиной глубокого творческого кризиса, привел к тому, что Рахманинов несколько лет не сочинял. Темы «Трех русских песен» ему еще в России в 1917 году предложил Борис Асафьев. Покидая страну, Рахманинов увез с собой эти поэтические образы, но продолжил работать с ними лишь годы спустя и закончил произведение в 1926 году. «Песни» стали первым зарубежным сочинением мастера, как будто он обратился к родным мотивам в поисках духовной опоры, чтобы вновь обрести почву под ногами и силы творить на чужой земле.

Кантата «Весна» на текст стихотворения Николая Некрасова «Зеленый шум» относится к раннему периоду творчества Рахманинова. В 1902 году композитор женился на Наталье Сатиной, состояние влюбленности способствовало его композиторскому расцвету. «Рахманинов в своей кантате «Весна» с вешней щедростью даровитейшего лирика передал незабываемые впечатления от русской весны, когда действительно растет и ширится зеленый шум — шум покрывающихся листвой деревьев, птиц, речных потоков и буйных ветров, шум, в котором растворяются тягостные мрачные ссоры, бледнеет страстность гнева, и человек весь пронизывается весенним воздухом жизнерадостности и душевной ясности», — писал Борис Асафьев. В «Весне» намечаются новые характерные черты кантатного жанра, которые найдут дальнейшее воплощение в вокально-симфонической поэме «Колокола». Она была создана в 1913 году на текст поэмы Эдгара По в переводе Константина Бальмонта. По настроению и эмоциональной окраске «Колокола» заметно отличаются от «Весны»: Рахманинов тонко чувствовал современность и ощущал надвигавшиеся на страну бури и потрясения. «Серебристо-нежное, празднично ликующее звучание первых частей, рисующие юношеские светлые грезы и счастье любви, сменяется тревожным звоном набата в картине пожара и величественным погребальным шествием в финале. В этом произведении Рахманинов проявил себя как блестящий мастер изящного и красочного оркестрового письма», — отмечали исследователи-музыковеды.

Подробнее Смотреть галерею