03.09.2012

С новым светом!

Хрустальная люстра, торжественно парящая над зрительным залом, летом прошла комплексную реставрацию; в начале нового сезона зрители увидят ее «в новом свете». За время непродолжительных театральных каникул выполнен сложнейший комплекс реставрационных работ. Это стало возможно благодаря финансовой поддержке члена Попечительского совета Михайловского театра Татьяны Зингаревич.

Специалистам-реставраторам пришлось бороться не только с отметинами, которые оставило на люстре время, но и с результатами предшествующих ремонтов, которые проводились в 1950-х и в 1980-х годах. Тогда к люстре отнеслись не как к объекту исторического наследия, а, скорее, как к обычному светильнику. Ремонт был функциональным; о сохранности подлинных исторических деталей не слишком заботились; в частности, поврежденные хрустальные элементы просто поменяли на обычное стекло.

Рассказывает руководитель коллектива реставраторов Наталья Южакова:
— Работа уникальна прежде всего тем, что выполнена за такое короткое время. Мы уложились в один месяц, и еще месяц шла предварительная подготовка, без которой выдержать сроки было бы невозможно. Все стадии реставрации тщательно контролировал КГИОП.

Начали мы с диагностики, и диагноз оказался тяжелым, многое нужно было отреставрировать, и многое — воссоздать. Например, по внешнему ободу люстры, под самым плафоном, были закреплены декоративные латунные дубовые листья. Как оказалось, их оставалась ровно половина: 31 лист — и ровно столько же пустых отверстий, к которым такие же листья должны были крепиться. Так что мастерам пришлось не только отреставрировать оставшиеся, но и изготовить столько же новых — отлить и прочеканить. Сами ободы — основа, к которым крепятся хрустальные подвески, — были деформированы, на некоторых, как на сломанной конечности, были наложены шины. Насколько возможно, эти деформации реставраторы устранили; прочность новых ободов теперь никаких сомнений не вызывает. Конечно же, полностью сменили всю электрику. Холщевину, покрашенную серебряной краской, — она драпировала основание и систему крепления и не менялась с середины 1950-х годов — поменяли на специальный пожароустойчивый материал.

Но если у тех наших мастеров, кто занимался ремонтом основания, ободов, работами по электрике и металлу, была возможность хотя бы иногда получить выходной, то реставраторы хрусталя — четыре человека — работали весь август без отдыха, без перерывов, без суббот и воскресений. Общий вес хрустальных подвесок около 300 кг. Это подлинный старинный русский хрусталь с совершенно особым желтовато-дымчатым оттенком. Хрустальные элементы — совершенно уникальной формы, где огранка сложнее, чем стандартная огранка алмазов. У хрустального тела — два симметричных заостренных восьмигранных завершения. Нужно было устранить сколы, трещины, отшлифовать, вернуть блеск и сияние. Часть утраченных элементов во время предыдущих ремонтов наскоро заменяли обычным стеклом. Теперь им на смену вновь пришел хрусталь, который мы сами изготовили в своих мастерских. Самым сложным было подобрать тот же оттенок, что и в старинных хрустальных подвесках, и воспроизвести уникальный рисунок огранки. Думаю, у нас это получилось, и теперь, когда люстра зальет театральный зал своим сказочным светом, зрители смогут оценить волшебное мерцание воссозданного хрусталя.

Михайловский театр благодарит мастеров экстра-класса, сотрудников студии Натальи Южаковой, которые провели работы по реставрации люстры в уникально короткие сроки. Отдельная благодарность за помощь в финансировании реставрационных работ члену Попечительского совета Михайловского театра Татьяне Зингаревич.
Подробнее Смотреть галерею