19.07.2012
«Будь музыкантом, а не эгоистом»
Борис Пинхасович, баритон, молодой солист оперной труппы, стал лауреатом первой премии IV Международного конкурса оперных артистов Г.П. Вишневской.
— Я не конкурсный человек: всегда настолько переживаю, что независимо от результата испытываю невероятное опустошение. Эта конкурсная неделя была мною буквально выстрадана. Для меня конкурс — это прежде всего соревнование с самим собой, я чувствую, как внутренне меняюсь с каждым выходом на сцену, во мне происходит огромная внутренняя работа. Накануне третьего тура я спросил одного из соперников: «Как настроение?». В ответ услышал: «Настроение боевое! Всех порву!» — вот так я не умею, отношусь к выступлению совершенно иначе. Мне важно не порвать кого-то, а выстроить правильные отношения с музыкой, которую я исполняю.
Решение участвовать в конкурсе Галины Павловны Вишневской у меня появилось еще два года назад, но как раз тогда я заканчивал дирижерско-хоровой факультет консерватории и понял, что не сумею совместить две таких серьезных задачи. Сейчас моему участию ничто не помешало, программу я составлял, руководствуясь собственными предпочтениями. Во втором туре пел арию Мазепы из оперы Чайковского, и тогда один из членов жюри удивился: «Почему вы берете такие зрелые роли? В вашем возрасте нужно петь героев-любовников». Я себя таким совсем не чувствую — и я ведь не претендую на понимание всей партии от начала до конца, но выбираю арии, где могу уловить дух и передать настроение. Кроме оперной музыки, я много пою камерной музыки, и мне было приятно, когда у профессионалов мое пение вызвало ассоциации с Дитрихом Фишером-Дискау.
Конкурс Галины Павловны Вишневской был очень ответственным и представительным. Из двухсот поданных заявок жюри выбрало 41 участника. До третьего тура дошло всего восемь человек, все очень сильные соперники. Нам предстояло петь в сопровождении оркестра под управлением Михаила Юровского — потом маэстро, переодевшись, присоединился к членам жюри и включился в обсуждение. Я не справился с собой, не выдержал, и сказал Юровскому о том, что очень сильно волнуюсь. Его ответ мне помог: «Прекрати переживать только за себя. Подумай о музыкантах — они тоже волнуются! Ты уже выступил вполне достойно, и этот тур ничего для тебя не изменит. Так что выйди на сцену и будь музыкантом — а эгоистом быть не нужно». В финале я исполнял арии Валентина из «Фауста» и Роберта из «Иоланты» — эту партию я недавно подготовил в Михайловском театре. Когда объявили имена лауреатов, я испытал невероятную радость. И не только из-за победы, но и от осознания того, что мне посчастливилось выступать с такими выдающимися музыкантами, пообщаться с Галиной Павловной Вишневской — человеком поистине планетарного масштаба. Участие в этом конкурсе я расцениваю как этап, важный для меня не в карьерном, а в человеческом плане.
— Я не конкурсный человек: всегда настолько переживаю, что независимо от результата испытываю невероятное опустошение. Эта конкурсная неделя была мною буквально выстрадана. Для меня конкурс — это прежде всего соревнование с самим собой, я чувствую, как внутренне меняюсь с каждым выходом на сцену, во мне происходит огромная внутренняя работа. Накануне третьего тура я спросил одного из соперников: «Как настроение?». В ответ услышал: «Настроение боевое! Всех порву!» — вот так я не умею, отношусь к выступлению совершенно иначе. Мне важно не порвать кого-то, а выстроить правильные отношения с музыкой, которую я исполняю.
Решение участвовать в конкурсе Галины Павловны Вишневской у меня появилось еще два года назад, но как раз тогда я заканчивал дирижерско-хоровой факультет консерватории и понял, что не сумею совместить две таких серьезных задачи. Сейчас моему участию ничто не помешало, программу я составлял, руководствуясь собственными предпочтениями. Во втором туре пел арию Мазепы из оперы Чайковского, и тогда один из членов жюри удивился: «Почему вы берете такие зрелые роли? В вашем возрасте нужно петь героев-любовников». Я себя таким совсем не чувствую — и я ведь не претендую на понимание всей партии от начала до конца, но выбираю арии, где могу уловить дух и передать настроение. Кроме оперной музыки, я много пою камерной музыки, и мне было приятно, когда у профессионалов мое пение вызвало ассоциации с Дитрихом Фишером-Дискау.
Конкурс Галины Павловны Вишневской был очень ответственным и представительным. Из двухсот поданных заявок жюри выбрало 41 участника. До третьего тура дошло всего восемь человек, все очень сильные соперники. Нам предстояло петь в сопровождении оркестра под управлением Михаила Юровского — потом маэстро, переодевшись, присоединился к членам жюри и включился в обсуждение. Я не справился с собой, не выдержал, и сказал Юровскому о том, что очень сильно волнуюсь. Его ответ мне помог: «Прекрати переживать только за себя. Подумай о музыкантах — они тоже волнуются! Ты уже выступил вполне достойно, и этот тур ничего для тебя не изменит. Так что выйди на сцену и будь музыкантом — а эгоистом быть не нужно». В финале я исполнял арии Валентина из «Фауста» и Роберта из «Иоланты» — эту партию я недавно подготовил в Михайловском театре. Когда объявили имена лауреатов, я испытал невероятную радость. И не только из-за победы, но и от осознания того, что мне посчастливилось выступать с такими выдающимися музыкантами, пообщаться с Галиной Павловной Вишневской — человеком поистине планетарного масштаба. Участие в этом конкурсе я расцениваю как этап, важный для меня не в карьерном, а в человеческом плане.