09.02.2011

Исполнилось 100 лет со дня рождения Симона Вирсаладзе

13 января исполняется 100 лет со дня рождения Симона Багратовича Вирсаладзе, выдающегося художника современного мирового театра. Его творчество в большей степени связано с Мариинским и Большим театрами, но и МАЛЕГОТ не был обойден вниманием художника. Здесь он оформил 8 спектаклей: «Ашик-Кериб» (1940) — балет на музыку Б. Асафьева, «Фальстаф» (1941) — опера Дж. Верди, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (1946, неосуществленный спектакль), «Шехеразада» (1950) — балет Н. Римского-Корсакова, «Сицилийская вечерня» (1952) — опера Дж. Верди, «Семь красавиц» (1953) — балет К. Караева, «Корсар» (1955) — балет А. Адана, «Баллада о любви» (1959) — одноактный балет на музыку П. Чайковского.

Симон Багратович Вирсаладзе (1909-1989) — родился в Тифлисе в семье чиновника. В детстве занимался в студии М. Тоидзе и параллельно — в хореографической школе. Учился в тифлисской Академии художеств у И.А. Шарлеманя. В 1928, переехав в Москву, продолжил образование в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН), где его наставником был И.М. Рабинович. Завершил обучение в 1931 году в ленинградском ВХУТЕИНе (в последствии Академии художеств) по классу М.П. Бобышова.

Он начал свою творческую деятельность в 30-е годы, сначала в Тбилиси — в Театре оперы и балета им. З. Палиашвили (1932-1936), затем, с 1937 года, в Ленинграде — в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова, с 1960-х — в Большом театре. Параллельно работал в кинематографе, создавал костюмы к фильмам Г.М. Козинцева «Гамлет» и «Король Лир». Уже первые работы Вирсаладзе заявили о рождении интереснейшего театрального художника, но в конце 50-х, когда совместно с балетмейстером Ю.Н. Григоровичем он осуществил постановку балета «Каменный цветок» С. Прокофьева стало ясно, что в музыкальном театре появился подлинный художник-реформатор.

В этой и последующих постановках («Легенда о любви», «Щелкунчик», «Спартак», «Иван Грозный», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта» и др.) в творчестве Вирсаладзе произошло утверждение качественно новых принципов сотрудничества художника и балетмейстера, а именно: создание единого живописно-хореографического действия, раскрывающего музыкальную драматургию спектакля. Он сознательно перенес акценты с места действия на музыку, как главный объект сценического воплощения, «соединив» живопись с танцем. Образы создавались как динамически развивающиеся пластические и цветовые мотивы, зримо воплощающие темы музыкальной драматургии.

Для каждого спектакля художник создавал единую изобразительную среду, определяющую общий характер произведения. Единый образ раскрывался в процессе действия; соответственно менялась и общая колористическая окраска, на основе которой разворачивалось уже собственно живописно-хореографическое действие. Она строилась художником на немногих главных цветовых тонах, которые сложно развивались, моделировались, дополняя друг друга, сталкивались друг с другом, повинуясь законам музыкальной драматургии. Подобный творческий метод Вирсаладзе в дальнейшем получил название «живописный симфонизм».

Михайловский театр располагает уникальной коллекцией эскизов декораций и костюмов, выполненных прославленным художником, часть из них представлена в постоянно действующей экспозиции, расположенной в фойе 2-го яруса.

[слайдшоу 355 266 Вирсаладзе]
Подробнее Смотреть галерею