Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Те, кому нечего ждать, отправляются в путь

21.07.2014

Те, кому нечего ждать, отправляются в путь

Михайловский театр, выполняя обещание регулярно обращаться к «Евгению Онегину», представил новое прочтение классического сюжета. На смену эстетскому безобразию Андрея Жолдака (увенчанному, правда, «Золотой маской») пришел легкий, со светлой палитрой и — о, чудо! — почти традиционный «Онегин». Конечно, насколько это возможно для режиссера Василия Бархатова.

Нет, разумеется, имеет место и хронологический, и фактический перенос действия: «деревенская» часть происходит, судя по костюмам крестьян, где-то в позднечеховские времена, в дачной местности в излучине реки, а «петербургская» — и вовсе на вокзале. Не факт, что именно петербургском, поскольку с эпохой, опять-таки, загадка. Больше всего интерьер и костюмы путешественников соответствуют 20-30-м годам прошлого века, а в эти времена в нашей стране князья были не актуальны. Но после зашкаливающей по всем мыслимым параметрам постановки «Войны и мира» http://calendar.fontanka.ru/articles/1706/ в Мариинском, премьера которой совпала с михайловским «Онегиным», такие режиссерские решения Василия Бархатова являются абсолютной невинностью и побуждают снова и снова произносить слова благодарности. Вот уж точно — все познается в сравнении!

Итак, вначале перед нами: небольшой дачный домик-клетушка, в котором ютится ларинское семейство, мерцающая под луной полноводная река, да новенькие лодки. Как-то сразу отдает «Русалкой», которую Бархатов поставил в Мариинском. И неспроста — перед нами повторение пройденного от художника-постановщика Зиновия Марголина. Никуда не делась и манера заставлять главных героев пропевать хрестоматийные строки почти что из боковых кулис, заставляя зрителей, оказавшихся в ложах, отчаянно вытягивать шеи. Камерность действия порой была буквальной: и Татьяна с Ольгой, и Ларина с няней, и Онегин с Ленским, напихивались в веранду и затворяли за собой дверь. Как еще не догадались задернуть оконце шторкой и только потом выяснять отношения!

А зашториться, право, не помешало бы: судя по всему, что крестьяне, посещающие Лариных, что гости на именинах Татьяны — все с каторжным прошлым. Издевательствам над бедной вдовой и сестрами-сиротами несть числа: то поселяне под хор «Вайну-вайну!» устроят псевдосвадьбу Татьяны с особенно подвипывшим типом, а после ворвутся в дом с грабительскими намерениями, то после катания на санках, заменяющего танцы на именинах несчастной, практически заставят Онегина и Ленского биться на кулачках (так решена сцена дуэли). В результате поэт, картинно грохнувшись с высоты на спину, погибнет вовсе не от выстрела, а, как бы выразилась полиция в протоколе, «от удара головой о твердую поверхность». Чуть ранее мосье Трике, облаченный в женское платье в горошек, будет петь куплеты, рядя Татьяну в одеяния огородного пугала плюс маковый веночек. Все логично и понятно: и почему семья Лариных постоянно не в духе, и почему бедная Таня значительную часть действия предпочитает проводить на предполагаемой завалинке под оконцем, возле кулисы, в стороне от веселых подруг.

Итак, нервы-нервы. Во всем семействе более-менее спокойна только няня (Любовь Соколова) — да и то, есть подозрение, что только потому, что «тупеет разум, Таня». А так, и госпожа Ларина (Анастасия Виноградова-Заболотская) поет про данную свыше привычку с пунцовыми от возмущения щеками — достал ее этот дачный поселок с поганой излучиной, ох, как достал! И Ольга (Ирина Шишкова) негодует и отчаянно жестикулирует перед носами родственников. Кстати, ровно такое же решение образа мы уже видели в культовой постановке Дмитрия Чернякова в Большом театре: разница лишь в велосипеде, на котором перемещается Ольга у Бархатова, да в разбитой в сердцах тарелке. Наверняка такое заимствование польстило самому Чернякову, который был замечен на премьере в Михайловском.

Понятно, что это семейное, и что от Татьяны (Асмик Григорян) тоже следует ожидать пароксизмов. Так и случилось: сцена письма сопровождается метаниями вдоль реки и настолько экстатическими жестикуляциями, что порой кажется — действие происходит не в средней полосе России, а где-нибудь на темпераментном Ближнем Востоке. Наверное, отчасти этим можно объяснить недостаточно продолжительные аплодисменты публики в конце сцены, а ведь с точки зрения исполнительского мастерства Асмик Григорян их, безусловно, заслуживала. Оглядевшись по сторонам, признаюсь: пара-тройка фрагментов одиннадцатиминутного эпизода прозвучала с подлинно вишневскими интонациями, словно дух великой Галины был в этот вечер где-то рядом. И громкое «браво!» Владимира Кехмана в этом случае было более чем заслуженным и справедливым. Пусть в этой статье Асмик усышит его еще раз.

Несказанно разочаровал вышедший в партии Онегина Владислав Сулимский. Если в начале его голос звучал, как и подобает романтическому — по уездным понятиям — герою, то начиная со сцены дуэли и до самого финала роль была провалена. Сложилось ощущение, что исполнитель смертельно устал. Зато новым рубликом просиял всю партию Ленский (Дмитрий Корчак). Образ влюбленного в свои стихи (но вряд ли в Ольгу) поэта доведен почти до эксцентричности. Всегда, везде одно мечтанье, одно привычное желанье — декламировать свои вирши, ежесекундно заглядывая в листики, содержащие нетленные строки. Даже сцена смерти Ленского завершится тем, что Онегин, порывшись в карманах усопшего, обнаружит только те самые наброски стихов. Звучал Корчак отменно — впрочем, за его плечами выступление в звездном «Онегине» в Венской Штаатсопер с Хворостовским и дебютировавшей в партии Татьяны Анной Нетребко, так что боевое крещение было основательным.

Последнее действие, как говорилось выше, происходит на вокзале. В зале ожидания, под огромными часами, выделена фуршетная зона — в предвкушении важных пассажиров. Появляется всклокоченный Онегин и музыканты-духовики в парадной форме начинают исполнять знаменитый полонез в стиле «бум-ца-ца» — просто отличная шутка Бархатова. Сразу выясняется, что вовсе и не Онегина ждут, а чету Греминых, которая и входит под восторженные возгласы встречающих и уже «правильный» исполняемый оркестром полонез. А нашего героя даже и не пускают за ограждение, только случайная встреча взглядами помогает Гремину вспомнить про «друга и родню» — и снова смутно вспоминается черняковская постановка. Князь Гремин (Айн Ангер) поет про то, что «любви все возрасты покорны», потчуя Онегина, чем кейтеринг послал, одновременно придерживая приятеля за воротник: ежели что — пеняй на себя, дружище. Если верхние ноты эстонского баса были так себе, то низы звучали не то, что честно — роскошно. Словно из бархатного динамика лампового радиоприемника образца 40-50-х годов, с тяжелыми ручками настройки и таинственным зеленым глазом. Аудиофилы поймут, о чем я.

Разумеется, не обошлась без режиссерской ухмылки еще одна знаковая точка спектакля — с малиновым беретом. По иронии Бархатова, у всех дам в этой мизансцене понаверчено что-то малиново-красное в волосах. У всех, кроме Татьяны. Получите, ревнители пушкинского текста.

Финальная картина происходит у выхода на перрон. Онегин и Татьяна, размахивая ретро-чемоданами, говорят друг другу последнее «прости» за спиной у выдержанного Гремина, который, впрочем, нервно и много курит, мусоля свой чемодан. Зря он нервничает: Татьяна не готова отказаться от вип-супруга, памятуя о том, что с Онегиным у нее один раз уже ничего не вышло. Где гарантия, что получится сейчас? Именно так воспринимается эта сцена и к тому, что написано у Пушкина и Чайковского, происходящее не имеет никакого отношения. Гремин берет жену за руку и стремительно — наконец-то можно оставить этот постылый вокзал! — выходит на перрон. Нет никакого сомнения, что их дальнейший путь будет счастливым и благополучным. Что у Онегина, оставшегося среди снующих пассажиров, возникнет фобия железнодорожных вокзалов или даже что и посерьезнее. И что Михайловский театр, несмотря на все странности и не самое впечатляющее музыкальное сопровождение спектакля (хотя дирижировал Василий Петренко), завершил оперный сезон очень достойно.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.