Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Станиславский — Могучему: «Браво!»

29.01.2014

Станиславский — Могучему: «Браво!»

Псевдоисторическая опера, созданная в 1898 году, в постановке Андрея Могучего — крутой поворот творческой мысли. Но он совсем не в том, что бросается в глаза возмущенным любителям рутины или журналистам, ищущим эпатажа. В блогах уже начинают ужасаться песьим головам на животах опричников и гигантским буквам, обозначающим внесценические реалии («любовь», «счастье», «журавли» и т. д.). Эти штуки на поверхности. По-настоящему неожиданно, радикально — другое. Режиссура Могучего упразднила оперно-условно-театральное действие и детально, «крупным планом» разрабатывала правдоподобную душевную жизнь персонажей. В исторической костюмной хрестоматийной опере Могучий вдруг проявился как мастер психологического реализма. А то, что не поддается правдивому воплощению, преобразовано им в красочный картонно-электронный антураж, никак не претендующий на достоверность.

Это заявлено сразу. Грязной — Александр Кузнецов осознает, что ему не подавить любви к Марфе, и ходит, и мается, и поет об этом погруженно, убедительно, правдиво. Вокруг какая-то вампука-реальность — с гостями, интригами, политикой, развлечениями, с дикой красочностью. Но постепенно свет приглушается, все это меркнет, и мы видим только его, Григория Грязного, на авансцене, в простой нейтральной одежде, погруженного в свои чувства, а вдали, за «историческим» ландшафтом, в его воображении — Марфу, тоже живого человека — два «пятна» душевной реальности. Монодрама? Визуализация жизни души героя?

Могучий находит для персонажей, переживания которых ведут действие сцену за сценой, естественные мизансцены, естественное поведение, и актерам легко петь человеческие истории. Как в жизни. Любаша случайно узнала, что Грязной влюбился в другую женщину, но объяснения еще не было, ее надежда еще не утрачена, и как нежно, изо всех сил она прижимается к нему. «Скажи мне что-нибудь!»... А Марфа встречает долго отсутствовавшего любимого Лыкова с тревогой-ревностью, с притворным недовольством, упрекает — целый день не показывался! — и, наконец, расслабляется, сбрасывает эти маски и тает в радости. В психологическом театре весь фокус — в чувственных деталях, и они здесь найдены в изобилии. Добиваясь помощи Бомелия в своей беде, Любаша меняется: печаль, потом лесть, потом гордое сопротивление его домогательствам, потом презрительное подчинение и, наконец, трагический монолог (тут — ария). Достоверно возвращается со смотрин невест усталая мать Дуняши — ноги гудят, она садится, рассказывает, как все прошло. Недосказанно, вынужденно благожелательно, через силу объясняются друзья-соперники — Грязной и Лыков. Марфа заболевает, отец Марфы с матерью ее подруги сидят точно так, как долго-долго сидят родственники в соседней комнате, рядом с больной дочерью. Настоящий по драматизму, по «антиоперности», по «антитеатральности» — последний разговор Грязного с Марфой, которая его уже не узнает, отчего чувство вины у него еще сильнее, и попутно звучат невпопад замечания родителей Марфы и Дуняши. И в конце Любаша появляется не как мелодраматическая фигура с роковым признанием, а как измученная, оскорбленная влюбленная женщина, в душе которой все до сих пор перепутано... Как будто играется не либретто Тюменева и Мея, а драма Тургенева.

Режиссура обеспечила современное, антитеатральное поведение артистов. В этом действии, в этих мизансценах, в этих костюмах им удобно петь правдиво. В результате звучание оркестра, пение, сценическое действие персонажей насквозь психологичны. Мизансцены организуют чувства, чувства поддерживают достоверность пения. И это, обратным обычному для оперы ходом — со сцены в оркестр, настраивает звучание оркестра на правдоподобие живого театра, на интонацию чувственных разговоров, ссор, обид, любовного отчаяния, мстительности, вины. Человеческие чувства спеты именно в пропорциях человеческих чувств. Музыка Римского-Корсакова интерпретирована как психологическая драма, звучащая в вокале и в оркестре, — темпово, ритмически, по характеру звучания инструментов, по богатству оттенков, по мягкости звука, по снижению уровня эффектности, которую традиционно обнаруживают в партитуре. Возможно, иногда выравнивание голосов даже чрезмерно, и в общей ткани оркестровое звучание моментами слышнее некоторых фраз солистов. Но лучше это, чем чемпионат вокальных номеров! В целом, взаимопонимание Андрея Могучего и дирижера Михаила Татарникова очевидно, и цельность синтетического спектакля достигнута.

«Процессуальная» драматургия «театра переживания» оказалась органична для вокалистов. Они решают сложные вокальные задачи: трио Грязного, Любаши и Бомелия (Александр Кузнецов, Юлия Герцева, Олег Балашов) в первом действии; квартет Марфы, ее отца Собакина, Лыкова и Дуняши (Светлана Москаленко, Карен Акопов, Сурен Максутов, Ирина Михайлова) во втором действии; арии Грязного, Любаши, Марфы из второго и четвертого действий... При этом во всем звучании спектакля есть объединяющий стиль, смягчающий прямое выражение вокальной математики и мотивирующий ее сложность. Кстати, опера была написана в год основания МХАТа. В 1926 году Станиславский ставил «Царскую невесту», будучи уверен, что там есть материал для музыкального театра живых характеров, к которому он стремился. Кроме «этюдной» работы с артистами, он привычно дополнял условную оперную конструкцию историческими реалиями. Станиславский будил воображение актеров такими, например, комментариями: «В доме Грязного — гнездо порока, разврата и бурных страстей. Опричники — предатели, шпионы, клеветники, в общем, НКВД; доходят до полной разнузданности».

Андрей Могучий и художник спектакля Максим Исаев не стали погружать любовную трагедию в картины НКВД и прочей социальности. Наоборот. Персонажи окружены инсталляциями от АХЕ, заменяющими те компоненты оперы, которые правдивым образом передать невозможно, вот и сделаны они в немыслимом масштабе условными. Ивана Грозного изображает подросток с наклеенной бородищей под стандартно-открыточным портретом царя (а как еще изобразить самодержца на 20 секунд его бессмысленного появления для выбора невесты?). Журавли в небе обозначаются надписью «ЖУРАВЛИ» (а как еще — летящими чучелами, кинозарисовкой?). Об употреблении вина, меда, яда мы тоже узнаем из текстовых ремарок-титров: «ЧАРКИ», «ЯД» и т. д. (еще бы в современном правдивом театре нам начали изображать, как массовка по команде картинно подносит ко рту пустые предметы расписного реквизита). Хороводы водят ряженые дети-пейзане в предельно искусственных париках. В сценах официальных празднеств несколько рядов портала загораются мюзик-холльными лампочками, на подиум выходит хор сотрудниц ЗАГСа с красными гвоздичками. Арии (то есть монологи, адресованные не то себе, не то зрителю, — вечная проблема в современном театре) исполняются в свете выносных прожекторов, которыми открыто управляет оператор. Пусть лубок остается лубком — рутинное оперное вранье с его претендующим на серьезность историческим реквизитом и романтическими злодеяниями подавило бы тонкую ткань человеческих отношений, пропетых солистами. Условность остается очевидной условностью и в этом спектакле разводится с живой достоверностью гораздо дальше, чем обычно.

Пространство страстей в этой постановке создано из деревянных языческих святилищ, в которых появляются на сцене действующие лица (как клетки для людей культуры в давнем спектакле Могучего «ДК Ламанчский») и которые мерцают вдали, в полутьме, в наиболее драматичных сценах. Авторы спектакля интерпретируют «Царскую невесту», конечно, не как житейскую историю, а как миф. Их миф — живой.

Николай Песочинский, «Петербургский театральный журнал»

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.