Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Премьера «Царской невесты» в Михайловском: опера на уровне интуиции

26.01.2014

Премьера «Царской невесты» в Михайловском: опера на уровне интуиции

Премьера оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» в постановке Андрея Могучего состоялась в субботу на сцене Михайловского театра в Петербурге. Корреспондент РИА Новости побывал на первом показе, где увидел Малюту Скуратова с чучелом бультерьера на животе и понял либретто на уровне интуиции.

Русское поле экспериментов

«Царская невеста» стала первой оперной постановкой художественного руководителя БДТ имени Товстоногова Андрея Могучего для репертуарного театра. Любовный треугольник, сомкнувшийся на фоне истории российского государства, оказался отличной почвой для драматических экспериментов в опере.

Прочную классическую основу, созданную Римским-Корсаковым по драме Льва Мея чуть более века назад, Могучий обшил прочной материей современного авангарда. Продолжая варварскую аналогию между спектаклем и мягкой мебелью, можно предположить, что если бы Могучему-реставратору попался в руки диван из Эрмитажа, то в его коллекцию он вернулся бы сшитым из мелких кусочков кожи, джинсовой ткани, велюра, шелка и гипюра. Впрочем, каждый, кому эта вещь попалась бы на глаза, наверняка видел бы в ней свой собственный набор материй, варьирующийся в зависимости от личного восприятия.

Бультерьер Скуратов и роль света

Открывается спектакль увертюрой, во время которой из глубины сцены медленно начинают выходить невесты в современных свадебных платьях. Падающий на них свет прожекторов изредка будто отрубает им головы, топя лица в темноте. В конце тревожного музыкального вступления одиннадцать девушек медленно подходят к краю сцены, поднимают с пола бокалы с пузырящимся шампанским и каждая выливает его себе на живот. Благодаря хитрой работе осветителей шампанское на испорченных платьях неожиданно приобретает фиолетовый цвет.

Работа с освещением в спектакле имеет значение не меньшее, чем игра актеров. Это становится окончательно очевидно уже в первой классической сцене, когда опричник Григорий Грязной на фоне черного опущенного занавеса рассказывает о своей любви к юной деве Марфе. Вместе с ним, не скрываясь от зрительского ока, по сцене перемещается осветитель с прожектором в руках.

Когда Грязной в исполнении Александра Кузнецова тянет ноту, световик удлиняет его тень. Опричник в каком-то рогожинском приступе невыносимой любви мечется по сцене, сметая на своем пути стулья и стремянки, и прожектор в руках осветителя дрожит, подстать атмосфере.

Дальнейшее визуальное безумство, царящее на сцене, нередко вызывает чувство когнитивного диссонанса, отчего смех пробирает даже в те моменты, когда он, казалось бы, не совсем уместен. Любимый опричник Ивана Грозного — Малюта Скуратов — предстает в образе массивного мужчины в черном плаще и солнечных очках. Из его живота на окружающий мир смотрит голова бультерьера, подобная тем, что создают таксидермисты, пополняющие охотничьи коллекции.

Буквальный мед

Костюмы, соответствующие эпохе, надеты только на детях, которые играют то рядовых опричников, то бояр — невысоких, с приклеенными бородами и еще не сломанными голосами. Рядовой люд одет в серые офисные костюмы, а во время сцен с участием хора, поющего славу царю, массовка поднимает над головами связки гвоздик, что больше напоминает архивные кадры о выходах советских генсеков в массы.

В этот момент сверху опускается гигантский портрет Ивана Грозного, обрамленный яркими лампочками, и народ ликует. Боярин Лыков рассказывает о своей поездке в Европу, где он видел вольный народ и где женщин не держат взаперти в теремах, но русские люди слепы до свободы и все также продолжают петь славу кровавому царю.

Почти все главные действующие лица появляются на сцене в виде своеобразных языческих идолов, вырубленных из дерева, но с наклеенными ликами православных икон. Каждая такая конструкция передвигается на колесиках и имеет полое основание, в котором сначала прячутся герои. Галерею этих деревянных статуй довершает невероятных размеров обглоданная рыбина, о смысловом значении которой остается только догадываться.

Если кто-то из героев говорит «Несите мед», на сцене появляются двое человек, несущих три большие буквы — «МЕД». Если хор поет о том, что летят журавли, то непременно показывает пальцем в небо, а проектор под самым «потолком» сцены высвечивает — «Журавли».

Подобных режиссерских ходов и хитростей в спектакле невероятное множество, отчего опера вопреки жанру получается настолько нестатичной, что может смело претендовать на звание драматического спектакля с музыкальной основой. А уж для театралов, предпочитающих драму, но далеких от оперы, «Царская невеста» может стать первым шагом на пути к исправлению.

Либретто на уровне интуиции

Могучий настолько тонко развивает драму в опере, что извечную проблему жанра — «непонятно, о чем поют» — получается решить на уровне интуиции. Особенно актуально это оказывается для Римского-Корсакова, у которого даже самые мощные голоса нередко тонут в звучании оркестра, взвинчивающегося до фортиссимо.

Несмотря на подобные плюсы, постановка, как можно было заметить в антрактах, вызывала у публики крайне неоднозначные реакции, варьирующиеся от «безобразия» до удушливого восторга. Сходились все только во мнении о музыкальной составляющей, придраться к которой было бы затруднительно даже самому скептичному слушателю.

Светлана Мончак, исполнявшая партию Марфы, и Юлия Герцева, отвечавшая за роль Любаши, не единожды доводили публику до состояния, когда не крикнуть «Браво!» было бы просто хамством. В то же время их героини, оказывающиеся по сюжету разменными монетами в необсуждаемых велениях царя, обладают каким-то тонким обаянием, более присущим мюзиклам, нежели операм с их сложной музыкальной основой.

Возможно, именно благодаря этому зал не жалел ладоней после завершения спектакля.

Илья Григорьев, РИА Новости

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.