Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

24.04.2014

Режиссерская опера

«У нас в опере должен быть режиссерский театр, и мы будем это культивировать», — такова принципиальная позиция генерального директора Михайловского театра Владимира Кехмана, высказанная в интервью газете «Известия». Практически одновременно «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали статью, где высказывают свое видение пути, по которому движется наша оперная труппа, и размышляют о том, что значит для театральной аудитории радикальные прочтения оперной классики. В центре внимания — «Евгений Онегин» Андрия Жолдака и «Царская невеста» Андрея Могучего.

Маски Онегина

XX фестиваль «Золотая маска» не обошелся без неожиданностей, приятных для Михайловского театра, чей «Евгений Онегин» в постановке Андрия Жолдака получил сразу три маски («Лучший режиссер», «Лучший спектакль», «Лучшая работа художника по свету»).

Жюри «Маски» отсматривало спектакль уже в Москве на Новой сцене Большого театра, где он был горячо, под гром оваций встречен столичной публикой. Постановка получила и международный резонанс на оперном фестивале в Савонлинне. Спектакль очень приглянулся руководству Оперного театра в Бордо, которое предложило взять его в аренду, и сейчас этот процесс находится в стадии переговоров об условиях.

Если «Онегин» отправится во Францию, то дирижировать спектаклем в Бордо будет Михаил Татарников. Поэтому Михайловский может остаться на неопределенное время без этого «шедевра». Хотя свято место пустым не будет, поскольку в июле на сцене Михайловского театра должен появиться новый «Евгений Онегин» — в режиссуре Василия Бархатова, художественного руководителя его оперной труппы.

Василий уже успел поделиться идеей, что не исключает возможности проведения фестиваля разных постановок оперы «Евгений Онегин». И далеко ходить не придется: только в петербургских музыкальных театрах сегодня можно насчитать пять разных «Онегиных», если брать во внимание спектакли в Мариинском и Михайловском, «Санкт-Петербург-опера» и Театре Консерватории. А если сюда добавить еще «Онегина» в постановке Чернякова из Большого театра, пару-тройку «Онегиных» из Казани, Риги, Варшавы, то новый фестиваль одной оперы готов...

Что до «Онегина» Жолдака, то расставаться с ним надолго будет обидно: этот опыт радикального прочтения сюжета из сокровищницы мировой литературы оказался хоть и шокирующим, но ошеломляюще познавательным. Черно-белая интерпретация «Евгения Онегина» явила жуткий мир бессознательного, мир морока героев Пушкина и Чайковского. Режиссер позволил себе дерзко переплести прошлое с настоящим, учтя чувственный опыт нашего современника. Все это если и испугало некоторых ревнителей общественной морали, то и овации вызвало отнюдь не равнодушные. Жолдак пусть и довольно варварски, в жесткой системе координат своего стиля, выпустил на свет таких демонов этой оперы, которых можно услышать в нотах этих «лирических сцен» Чайковского.

Радикальный вариант прочтения священной для россиян оперной классики органичнее смотрелся бы на какой-нибудь малой экспериментальной сцене, если бы таковая была у Михайловского театра, — тогда у недовольных консерваторов вопросы отпали бы сами собой. Обидно в очередной раз слышать гневные речи поборников театрального канона о том, что оперы, дескать, нужно ставить так, как их задумал композитор. На это хочется возразить, что все задуманное композитор записал в нотах. Что такое язык музыки, как не самый условный, самый символический язык искусства, которому чаще всего не находится равноценного определения в словах?

В связи с вышесказанным интересно, какая судьба постигнет премьеру нынешнего сезона — оперу «Царская невеста» Римского-Корсакова в постановке Андрея Могучего. В отличие от крайностей Жолдака Могучий обошелся с шедевром петербургского классика куда более лояльно. Впрочем, как посмотреть. Когда статисты проносят нарисованные на дощечках, как на допотопных титрах, слова «хмельной мед», «осень», «зелье» или еще что-нибудь, становится понятно, что и здесь не обошлось без нового, не без иронии, прочтения классики.

Художник-постановщик «Царской невесты» Максим Исаев уже был замечен на территории музыкального театра — в остроумно поставленном балете Щедрина «Конек-Горбунок» в хореографии Ратманского в Мариинском театре. Для постановщиков «Царской невесты» русская тема стала главным источником — они конструировали свое видение хрестоматийной оперы. Опыт формального театра, с которого начинал Андрей Могучий, чувствовался в методе воссоздания художественной реальности. С одной стороны, на сцене много воздуха и никаких жестких привязок к историческому контексту — эпохе Ивана Грозного. С другой — на игровом поле была создана своеобразная система знаков, дававших зрителю повод для полета фантазии. С деревянной стариной здесь соседствовали знаки совсем недавнего исторического прошлого — некая танцплощадка с неоновыми огнями или костюмы, в которые был одет женский хор, его участницы держали в руках красные гвоздики. Сопрягая далекое прошлое с относительно недавним настоящим, режиссер создал напряженное поле для осмысления не столько локального оперного сюжета, сколько судеб России.

На таком поле органично уживались Любаша (Юлия Герцева) в красном кожаном плаще, черных брюках и свитере, Марфа (Светлана Мончак) в ретроплатье в цветочек и бояре в исторических костюмах, правда, надетых на... детей. И даже сам грозный царь в соответствующем царском облачении предстал ребенком. Таким путем оптической иллюзии постановщики дали понять, как далека от нас та эпоха, как по-детски наивны исторические костюмы и как повзрослели мы и наши чувства, как они современны в исполнении взрослых солистов.

Режиссер демонстрировал и пиетет к музыке, давая в узловых моментах — ариях и дуэтах возможность несуетного высказывания, этаких стоп-кадров после активных массовых сцен. В дышащем пространстве привольно чувствовали себя солисты, и оркестр под управлением Михаила Татарникова получил отличную возможность «вышивать» на этом полотне свои драматические узоры.

Так что не так и плоха современная режиссура, если к ней внимательней прислушаться и не торопиться поскорее прогнать ее со двора.

Владимир Дудин, «Санкт-Петербургские Ведомости»

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Администрация сайта Михайловского театра – уполномоченные сотрудники на управление Сайтом, действующие от имени  Михайловского театра.

2.1.3. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.4. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.5. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении  билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

-  доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

-  предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.2. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной  основе.

3.3. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.4. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте  Михайловского театра осуществляется с целью  идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления  льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.2. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.3. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.3. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.4. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту.  Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Администрацией сайта Михайловского театра.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Администрации сайта.

5.5. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.6. Пользователь должен незамедлительно уведомить Администрацию сайта о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Администрацией сайта Михайловского театра не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Администрация сайта не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.

Администрация сайта имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие в отношении обработки следующих персональных данных:  фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail); платежные реквизиты (в случае использования сервиса, позволяющего приобрести электронные билеты в Михайловский театр);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Администрации сайта Михайловского театра право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем  путем подачи заявления администрации Сайта;

-  уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение.

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях

исполнения обязательств, принятых на себя Администрацией сайта  Михайловского театра в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.