Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

За звучанием стоит характер

31.12.2014

За звучанием стоит характер

Народный артист России Сергей Лейферкус впервые выступит в роли Бориса Годунова.

Сергей Петрович, в начале января вы впервые будете исполнять роль Бориса Годунова. В Михайловском театре будет представлена первая редакции оперы Мусоргского. Вас знают как первоклассного исполнителя партии иезуита Рангони, и вот обращение к Борису. С чем это связано?

Прежде всего, это связано с моей внутренней перестройкой. Я вдруг почувствовал, что могу взяться за эту роль. Есть эталонные трактовки образа Бориса у Шаляпина, Пирогова, Рейзена, но я попытаюсь сыграть этого персонажа по-своему. В Михайловском театре прозвучит первая версия, в которой партия Бориса по тесситуре звучит выше, чем в окончательной редакции, и это подходит для моего голоса. А накопленный жизненный опыт дает возможность найти подступы к этой глубоко психологической роли, в которой все должно быть прожито и идти изнутри. В моей жизни был случай, когда во время учебы в консерватории я включил в своей репертуар «Песни странствующего подмастерья» Густава Малера. Узнав об этом, мой педагог по камерному классу Сергей Николаевич Шапошников, который также был замечательным солистом МАЛЕГОТа, сказал: «Не стоит, Сережа, вам еще рано». На это я ответил: «Ну почему же, у меня ведь все получается!». «Вокально да, но вы должны это выстрадать, что-то пережить и чего-то лишиться, тогда сможете петь эту вещь». Я ему тогда не поверил, поехал с этим циклом на конкурс, получил вторую премию и гордый своим успехом пришел к педагогу. А он мне: «Вот именно, поэтому — вторую премию». И этот эпизод стал для меня наукой, что нельзя уповать только на звучание, на то, как вокально выходит та или иная роль. Нужно, чтобы за звучанием стоял характер, стояли слезы, лишения и переживания.

Наверное, наше время, не самое простое, тоже накладывает отпечаток на понимание такой исторической фигуры, как Борис Годунов?

Борис Годунов — безумно сложный характер. Замечательный правитель России, хоть и правил страной не так уж долго. При нем Россия начала подниматься в экономическом плане, наступило время стабильности, но народ за ним не пошел. И только с приходом Лжедмитрия, а затем Шуйского, люди поняли, кого они так не любили и чего лишились. С другой стороны, Борис переживает серьезную психологическую драму, он понимает, что захватил престол, а не получил его в наследство. Донести до зрителя все эти важные моменты чрезвычайно сложно.

Волнуетесь перед премьерой?

Обычно я нервничаю перед самим спектаклем, а тут начал нервничать, как только взялся учить эту партию. Роль очень глубокая и сложная, и подходить к ней надо, скрупулезно следуя всем пометкам автора. Но, наверное, все равно найдутся люди, которым будет недостаточно басовитости моего голоса.

Но ведь и спектакль, который представляет дирижер Владимир Юровский, будет во многом разрушать стереотипы восприятия этого сочинения. В массовом сознании сложился образ Бориса, во многом следующей канонизированной постановке Большого театра 1948 года, в которой как раз участвовали и Пирогов, и Рейзен. А проект Михайловского театра, идущий вразрез с каноническими установками, должен показать иного Мусоргского.

Если бы публика сегодня услышала Федора Ивановича Шаляпина, то многие бы сказали: «Ну какой он бас? Он баритон!». Это же говорили о Евгении Евгеньевиче Нестеренко, которого я считаю настоящим бассо-кантанто, созданным для партии Бориса Годунова. В советской традиции, действительно, Бориса представляли могучие стенобитные басы, которые взялись за эту роль и довели ее до совершенства. Ну и помпезность, монументальность самой постановки Большого театра тоже внесли свою лепту в восприятие оперы.

Владимир Юровский предложит российской публике очень интересное и необычное звучание оркестра. Специально для участия в премьере из Лондона приедут музыканты-исполнители на оригинальных духовых инструментах XIX века. Думаю, это будет совершенно не похоже на то, к чему привыкло наше ухо.

Существует проблема оригинальной оркестровки Мусоргского. Не понятая в XIX веке, она была высоко оценена композиторами-авангардистами второй половины XX века, например, Эдисоном Денисовым. И наверняка Юровский, являющийся в общем-то поклонником авангардной музыки, покажет в партитуре многое, о чем мы не догадываемся.

Думаю, что да. Юровский знает, на что обратить внимание, что приблизить, а что увести в тень так, что все краски начинают звучать ярче.

Возвращаясь к фигуре Бориса Годунова. Борис у Мусоргского и Борис у Пушкина, это, в общем-то, разные персонажи. Влияет ли пушкинский образ на вашу трактовку роли?

Да, влияет. Мне кажется, у Пушкина психологический портрет играет основную роль. Ведь слово имеет больше возможностей для нюансировки, нежели музыкальная фраза с текстом. Музыка диктует определенный настрой даже у Мусоргского, который стремился максимально приблизить мелодию к человеческой речи. Поэтому я считаю, что надо все-таки отталкиваться от первоисточника, и особенно в этой постановке, которая будет совершенно иная сравнительно с тем, что мы привыкли видеть в музыкальном театре.

Вместе с замечательным концертмейстером Семеном Скигиным вы в свое время записали все романсы и песни Мусоргского. Насколько опыт исполнения камерного Мусоргского помогает в постижении оперных образов?

Я очень рад и горд, что сумел сделать эти записи. Каждая песня Мусоргского (слово романс ввиду его салонного значения, мне кажется, здесь не применимо) — четко выверенный и сконструированный маленький спектакль. Иногда внимательное вслушивание в текст приводит даже к абсурдным ситуациям. Так, в Лондоне моему импрессарио однажды позвонили представители еврейской общины и сказали, что подают в суд на певца Лейферкуса за то, что в романсе Мусоргского «На Днепре» он себе позволяет оскорбление еврейской нации. Я на это ответил, что если у них есть претензии, то пусть их предъявляют Тарасу Григорьевичу Шевченко, на чьи стихи это написано. Так что внимательное отношение певца к тексту заставляет звучать мысли в произведениях Мусорского так, что люди начинают обращать внимание на какие-то нюансы, которые в другой ситуации просто бы не заметили. Возвращаясь к Борису, еще раз хочу подчеркнуть, что его чувства обнажены, например, ярко выражена его горечь по поводу того, что он столько сделал для народа, а они его за это же еще и проклинают.

Причем эта горечь гораздо больше выражена в предварительной версии, во второй редакции Мусоргский сократил эти реплики Бориса.

Совершенно верно. Люди, которые собираются посетить этот спектакль, должны прийти с совершенно «чистыми» ушами, чтобы уловить все, что заложено в музыке. Первая редакция, я считаю, гениальная. Последняя картина этой версии — смерть Бориса, и это логическое завершение сюжета. Со смертью персонажа заканчивается определенная эпоха и наступает время смуты, чехарды у престола, который сначала захватывает Лжедмитрий, потом Шуйский. Мне кажется, спектакль, который будет показан в Михайловском театре, очень важен для современной истории, для осмысления того, что происходит сейчас.

Современные оперные режиссеры часто превращают «Бориса Годунова» Мусоргского в некий политический памфлет. Одно из подтверждений этому — недавняя постановка в Мариинском театре, сделанная Грэмом Виком, где присутствуют все неприглядные атрибуты современной действительности.

В таких случаях всегда советую режиссеру открыть клавир, если он, конечно, разбирается в музыке. Не сочинять свой собственный спектакль, а ставить то, что было задумано авторами, композитором и либреттистом, которые указывают в либретто абсолютно конкретное время. Конечно, мы можем проводить параллели, по-иному осмысливать какие-то вещи, перемещать их в своем сознании. Но, на мой взгляд, не нужно прямолинейно диктовать, как понимать ту или иную оперу. Задача режиссера в том, чтобы донести до умов зрителей заложенные композитором идеи так, чтобы они сами могли провести параллель с современностью.

В нынешней оперной реальности эта позиция звучит очень консервативно.

Я очень консервативный человек и считаю, что публика приходит слушать прекрасную музыку, и дайте ей возможность насладиться спектаклем. Вот что случилось, например, с оперой в Португалии. Совет директоров знаменитого театра Сан-Карлуш в Лиссабоне пригласил в качестве управляющего немецкого директора. Этот человек пошел по пути упрощения театральной жизни и стал модерновые немецкие постановки переносить на португальскую сцену, приглашая дешевых немецких певцов. Посмотрев эти представления, публика просто перестала ходить в театр. Произошло сокращение спектаклей, и министерство в связи с этим урезало бюджет. То есть одно цепляет другое. Публика приходит в театр за зрелищем, и не надо в сцене под Кромами вывозить хор на грузовиках, как это было в Зальцбурге.

Каковы, с вашей точки зрения, примеры тактичных и умных постановок?

Очень непросто сделать доходчивую, понятную, умную постановку. В середине 70-х годов вышел фильм Андрея Тарковского «Зеркало», и вся страна заговорила об этой ленте. Вот это, я считаю, успех фильма и режиссера. Я работал с Андреем Тарковским, который, к сожалению, был уже очень болен, в Лондоне в Ковент-Гардене в его постановке «Бориса Годунова» и могу о нем сказать только самые лучшие слова. Его «Борис» при достаточно скромном сценическом оформлении стал действительно событием. Каждая деталь в его спектакле работала на общую идею, и огромный колокол, и мальчик в белой длинной рубахе, который время от времени появлялся на заднем плане. Режиссерская работа должна быть именно такой.

С авторами «Царя Бориса» в Михайловском театре вам ведь доводилось прежде работать?

С режиссером Виталием Фиалковским мы знакомы очень давно. Последнее, что мы делали с ним, «Мастер и Маргарита» Слонимского здесь же, в Михайловском. К сожалению, было только два показа, а я бы очень хотел, чтобы этот спектакль продолжал идти. Но встает вопрос времени. Володя Юровский, стоявший тогда за пультом, не умеет просто приехать, провести репетицию и уехать. Он должен быть в курсе всех деталей. Я помню, как мы с ним делали в Глайндборне «Лисичку-плутовку» Яначека. Он сидел на каждой сценической репетиции и был на месте за полтора месяца до премьеры. И спектакль получился, потому что присутствие дирижера и его совместная работа с режиссером имеет огромное значение. Певцы в этом случае получают информацию и от режиссера, и от дирижера, которые видят спектакль в своем ритме и в своих нюансах.

С нетерпением жду начала января, и надеюсь, что у нас все получится.



Беседовал Георгий Ковалевский

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.