Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

«С давних пор люблю русскую музыку»

03.04.2018

«С давних пор люблю русскую музыку»

Знаменитый итальянский музыкант Джулио Дзаппа исполнил партию клавесина в спектакле Михайловского театра «Севильский цирюльник». Но во всем мире он известен своей любовью к русской музыке.

— Откуда у вас возник интерес к русской музыке?

— В семнадцать лет я встретился в Италии с русским пианистом Олегом Маршевым, который стал впоследствии моим преподавателем. Это знакомство произошло благодаря международному фортепианному конкурсу в небольшом городке под Миланом. Моя семья тогда принимала в гости иностранных пианистов, которым в нашем доме предоставлялся инструмент для подготовки. В 1989 году — мне было 18 лет — я впервые побывал в Советском Союзе. Это был другой век, другая эра... В Миланском университете, кстати, очень сильный факультет русской литературы, там изумительно преподают.

Я с давних пор люблю русскую музыку, играл ее и когда был солистом, и потом, когда стал аккомпанировать певцам, в том числе русским. Люблю русские романсы, оперу, безусловно, тоже, хотя целиком операми занимаюсь меньше, только в виде арий, которые готовлю с певцами для сольных концертов. Но на постановки русских опер меня приглашают редко, да и ставят их нечасто.

— И поэтому вы посвятили свою научную работу русской опере?

— Мой университетский профессор Фаусто Мальковати знал, что я музыкант, и предложил найти тему, смежную между литературой и музыкой. Мы размышляли над этой чуть-чуть безумной идеей и додумались до Пушкина и Даргомыжского. В работе «Поэзия Пушкина в музыке Даргомыжского» рассматривались все романсы, оперы «Русалка» и «Каменный гость». Мне тогда трудно пришлось, помогали друзья, они копировали романсы и клавиры «Русалки» в Москве — в Италии ничего было не найти. Я нашел только «Каменного гостя», потому что его ставили на Малой сцене Ла Скала много лет назад. Джанандреа Гавадзени часто ставил редкие оперы. А в тот год был юбилей Мусоргского, в Ла Скала ставили его оперы, даже собирали конференцию музыковедов. И «Каменного гостя» тоже поставили. С тех пор там и остался маленький клавир.

— Кто из итальянских оперных звезд больше всего интересовался русской оперой?

— В памяти сразу возникает имя баса Николы Росси-Лемени, который был едва ли не наполовину русским, сам пел Бориса Годунова. Но русские оперы иногда переводили на итальянский, и это было ужасно. В те времена такая практика была распространена. Мирелла Френи очень часто пела Татьяну и Лизу, точно пела «Орлеанскую деву» — я помню, как готовил партию Лионеля с баритоном для этой оперы лет 20 назад в Турине. Итальянские певцы знали, что я могу помогать им хотя бы разбирать буквы.

— Сегодня русской опере попросторней в Европе стало?

— Думаю, да. Неизвестными остаются многие оперы Римского-Корсакова. «Царская невеста», например, мне очень нравится, потому что в ней драматизма больше, но «Снегурочку», возможно, чуть лучше знают. Когда-то я видел в Ла Скала «Мазепу» Чайковского в постановке Льва Додина, но это было так давно, когда я еще часто посещал театр. Помню также «Евгения Онегина» в Ла Скала с Джузеппе Саббатини в партии Ленского. Это тоже давно было.

— В чем, на ваш взгляд, заключается главная сложность в продвижении русской оперы?

— Конечно, сложный русский язык — главная проблема: он пугает многих певцов.

— Но сегодня на распространение русской оперы в мире могут влиять в большей или меньшей степени, мне кажется, и русские певцы, которых появилось очень много на оперном рынке Европы и мира и чья профессиональная репутация очень высока. В чем, по-вашему, конкурентоспособная сила русских голосов?

— Русские певцы действительно стали одними из успешных на оперном рынке, и их сегодня много везде. Как мне кажется, во многом благодаря педагогам в академиях при Мариинском и Большом театрах, где начали тщательней работать над репертуаром. До определенного момента на Западе думали, что русские поют только веризм или Верди, что-то очень крепкое. Самые хорошие русские певцы сегодня поют бельканто, что говорит о больших достижениях в вокальном образовании, — у них явно улучшился итальянский язык, отношение к стилю. Я могу об этом судить по тому, что слышал на фестивале Россини в Пезаро, а у Альберто Дзедды были очень строгие критерии отбора.

— В Миланской консерватории сегодня есть у кого поучиться бельканто?

— Школы в том понятии, в каком оно существовало раньше, уже нет. У нас несколько странно работают в консерваториях, но сейчас новое поколение преподавателей-певцов значительно лучше. У нас очень трудная система конкурсов для того, чтобы попасть на работу в консерваторию. При этом совсем не важно, есть ли у тебя хорошая вокальная карьера. А мы, коучи и концертмейстеры, должны заниматься чем-то очень практическим, в конце концов, театр состоит из практики, а не из теории. Теория — хорошо, но практика — важнее. Если у тебя есть опыт в театрах как у певца, дирижера или концертмейстера, — это намного ценнее. Педагоги, у которых был большой опыт выступлений на сцене, могу лучше работать как преподаватели, потому что они знают специфику, понимают разницу между миром консерватории и миром работы.

— Читал, что вы работали с великими оперными солистами ХХ века.

— Да, это правда. Могу назвать имена Пьеро Каппуччилли, Джульетты Симионато, Паоло Вашингтона, Кати Риччарелли, многих других. Симионато возникла на моем пути случайно. Я рос в классе пения Бьянки Марии Казони — итальянской меццо-сопрано, певшей в период Симионато, Казони была чуть младше ее, они были подругами. Ей сейчас 86 лет. Она выступала с Бергансой, Краусом, Каппуччилли. Не очень знаменитая с точки зрения записей, но певицей была превосходной. Казони стала моей творческой «мамой», решив, что я должен быть концертмейстером. И оказалась права. Я играл на мастер-классах Симионато в Милане. Это было очень интересно. Интересна была даже манера ее общения, ее язык, принадлежавший другой эпохе, ее скромность. Они все были будто из другого мира.

— Какой она была как педагог?

— Очень спокойной. Ни на кого никогда не повышала голоса, говорила на уроках не много. На мой взгляд, педагогика не была ее сильной стороной. Но это встречается нередко, когда великие исполнители — отнюдь не равновеликие преподаватели. Многое зависит, конечно, от студентов. Помню, я работал у нее со студентами не «первой категории». Когда студенты активные, тогда и педагог становится лучше, потому что чувствует отдачу, ему интересно. Так происходит и со мной: если студенты хорошие, я очень хорошо готовлюсь. Но я никогда не преподавал в консерватории, только приглашался для проведения мастер-классов.

— Вы были очевидцами эпохи больших голосов. Как меняются поколения оперных певцов?

— Сейчас профессиональный оперный рынок совсем другой. Всем все нужно быстрее, ни у кого нет времени. Если ты три раза поешь в одном театре, уже скучно — менеджмент уже хочет другого, новое, свежее лицо. Кто в этом виноват, не знаю. В связи с этим уровень исполнений, конечно же, не может не падать. И не потому, что больше нет хороших голосов, — напротив, певцов сейчас в мире очень много. Раньше было намного меньше, была «каста», теперь искусство пения всем «подвластно»...

Для искусства нет ничего хуже, чем спешка. Особенно для оперных голосов, у которых существует свой алгоритм развития, зависящий от физиологии. Это все же не пальцы пианиста. Вспомните, сколько лет Мирелла Френи пела Мими в «Богеме» Пуччини? Да почти всю жизнь. Сегодня если ты после трех-четырех лет все еще поешь «Богему», значит, с тобой что-то не то, срочно нужно менять репертуар. Не думаю, что виноваты певцы. Думаю — система. Весь мир изменился, не только музыка.

— Многие русские певицы рассказывали мне, что драматическим сопрано предлагают сегодня партии драматических меццо-сопрано, а не очень крепким голосам поручают партии драмсопрано. Это вопрос низкой компетентности агентов?

— Да. Мы живем в эпоху реалити-шоу, когда зрителей приучают к постоянному голоду на новые лица. Болезнь такая. Ты уже пела в «Богеме»? Давай теперь «Аиду»! Иначе скучно. Это такой истерический голод. Все происходящее не имеет никакого отношения к нормальному, естественному развитию голоса. Хороша ли система, в которой все должно происходить быстро? Певцы не могут принимать допинг и получать крепкий голос. Помощник для них — только время. Если все быстро, то нет времени на развитие голоса. Все очень рано стремятся петь драматический репертуар, а потом быстро «заканчиваются». Даниэла Десси дошла до крепкого драматического сопрано, но начинала как Джильда и постепенно развивалась. Мариэлла Девиа начинала с Царицы ночи и Сомнамбулы и только сейчас поет Норму и Роберто Деверо. А ей 70 лет. Но она — другое поколение. В ее время легче было говорить «нет», отказываться, отвечать на приглашения директоров и агентов «это пока не для меня». Сейчас не так легко. Если говоришь «нет», сразу же находится другая, которая спешит и скажет «да». Все как будто присутствуют на оперной «черной пятнице»: распахиваются двери, все оказываются внутри и расхватывают товар. Я часто вижу на постановках людей, которые даже не готовы, но они там и во время постановки наверстывают упущенное.

— Мнение критика в Италии может повлиять на судьбу певца?

— Не думаю, что оно влияет на карьеру. Может быть, раньше, во времена Каллас, когда критиков было меньше, влияние было сильнее. У певцов своя работа, у критиков своя, и критики должны быть независимыми, иметь право на любое мнение, главное — не грубить. Сейчас ведь существует еще такой инструмент, как интернет, который дает право высказываться всем. Это очень демократично, и я, честно говоря, рад. Потому что тоже могу завтра открыть блог и рассуждать о футболе, в котором не очень хорошо разбираюсь, но буду писать, что игроки ужасные. А кто узнает, эксперт я или нет? Таково наше время.

Артисты все же счастливые люди. Работать в опере — счастье, хотя это и трудная работа. Но каждый день творить музыку разве не счастье? Это идеальная жизнь. Во всяком случае, для меня.

Владимир Дудин
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.