Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

24.03.2015

Поднять оркестр на сцену

Накануне симфонического концерта, в программе которого музыка Дебюсси, Слонимского и Стравинского, Михаил Татарников дал интервью газете «Невское время». Маэстро рассказал о взаимосвязи оперного и филармонического дирижирования и о том, что делает дирижера «несъедобным».

— Михаил Петрович, сегодня в Михайловском театре состоится концерт, в котором прозвучит в том числе 33-я симфония Сергея Слонимского. Чьей инициативой было её исполнить?

— Моей. Шла запись телепередачи «Царская ложа», куда мы с Сергеем Михайловичем были приглашены в качестве гостей, и он мне подарил партитуру симфонии. Это было год назад. Но вообще я Слонимского знаю давно, ведь это мэтр нашей петербургской композиторской школы. И мой дедушка — дирижёр Джемал Далгат — его хорошо знал. Было приятно, что мне дарят партитуру только что написанного произведения, подписанную самим композитором, известным, без преувеличения, во всем мире. Так появился хороший повод его исполнить.

— Что для вас возможность «выйти из ямы»? Может быть, вы задумывались о том, чтобы стать филармоническим дирижёром и не зависеть от режиссёрских экспериментов, которые в последнее время часто разочаровывают?

— Я такой же оперный дирижёр, как и филармонический, и в Европе часто дирижирую симфоническими концертами. Так что это даже не для меня возможность «выйти из ямы», а скорее для оркестра.

— Что это ему дает?

— Оркестру театра точно так же важно подниматься на сцену, как симфоническому оркестру — играть оперу: это другая концентрация, другое ощущение формы. Ну и плюс внешний вид: когда музыкант сидит в яме, он чувствует, что внимание публики настроено не на него. Из-за этого многие инструменталисты не хотят идти в оперу, что не совсем правильно, поскольку сейчас есть общемировая практика выводить оркестр на сцену. Так что никакой Америки я не открыл, решив играть симфонические концерты. Во всём мире это уже есть.

— Я знаю, что у вас на рабочем столе ещё одна партитура Сергея Слонимского — опера «Король Лир»...

— Не исключаю, когда-нибудь мы сможем ее поставить. Но в ближайшее время не вижу такой возможности.

— Тяжело работать над партитурой, которая ранее не звучала?

— Ну, я же учился, есть такой предмет — изучение партитур. Садишься за рояль или встречаешься с композитором... Это вообще очень интересно и здорово, если есть возможность встретиться с композитором. Стравинский, Прокофьев, Шостакович хотя, казалось бы, жили не так давно, но так же недосягаемы для нас, как Моцарт или Бах. А здесь уникальный момент — личная встреча с классиком! Это очень здорово. Кстати, когда произведение ещё свежее, композиторы — так делал и Шостакович, и Прокофьев, да все! — ещё что-то могут подправить. Во время оркестровых репетиций могут что-то новое услышать. Такой взаимный интересный процесс.

— Но и ответственности больше. Потому что, когда играешь того же Моцарта, он не придёт и не возмутится, что ты тут наиграл. А здесь...

— Как раз насчёт Моцарта... Его играть очень сложно. Потому что его уже сыграли 300 миллионов раз до нас и плюс каждый сидящий в зале точно знает, как надо исполнять. А это апологеты совершенно разных стилей, и всем никогда не угодишь! Если ты исполняешь Моцарта, допустим, в Зальцбурге, всегда будут критики, которым обязательно не понравится. Потому что кто-то считает, что прав был Караян, а еще кто-то, что Арнонкур или Спинози.

— Как выстраиваются ваши отношения с оркестром: вы главный или равный?

— Здесь вот что важно: когда выступаешь со своим оркестром, ты работаешь и на перспективу тоже. Допустим, ты можешь поставить молодого солиста-инструменталиста, пусть в ущерб сиюминутному успеху, но ты понимаешь, что занимаешься воспитанием, работаешь на будущее. Здесь дело не в том, главный ты или нет, а в том, что меняется специфика работы... Например, если тебя пригласили в западный оркестр и там киксуют и ошибаются духовые, все понимают, что это их проблемы, а не твои. А если здесь нечто подобное — это уже совсем другое дело.

— А бывало ли, что оркестр, куда вы, может быть, приезжали один-два раза выступить, вас не понимал? Ведь движения дирижёра весьма индивидуальны.

— Иногда случались непростые моменты, но они не связаны с манерой дирижирования. С оркестром Монте-Карло пару репетиций у нас было состояние холодной войны, но потом была третья, четвёртая репетиция, и мы пришли к консенсусу. Причина была в неправильно понятой реплике. Сейчас у меня с ними очень хорошие отношения, через год опять поеду с этим оркестром выступать.

— И как же заново завоевать доверие оркестра? Тем более что в Европе другая система отношений, там музыканты часто решают, какой дирижёр им нужен.

— Просто делать своё дело и не обращать внимания. Любой оркестр в принципе готов подавить дирижёра, особенно если он молодой, — просто мгновенно. Знаете, Товстоногов, когда пришёл в БДТ и услышал, что его «съедят», ответил: «Имейте в виду, я несъедобный». Если дирижёр покажет, что он «несъедобный», он сможет работать с любым оркестром. А если дирижёр готов даже под маленьким прессингом сломаться, начать нервничать, пойти на поводу у оркестра — музыканты не любят с такими работать.

— А как вы становились «несъедобным»?

— Я ничего для этого не делал. Более того, я знаю точно, что нет никакого универсального рецепта. Нужно очень естественно себя вести. Это зависит от того, какой у тебя в принципе характер: если ты жёсткий человек, можешь иногда резко что-то сказать. Ведь главное — не то, как ты себя ведёшь за пультом, а результат, и это ценится — и оркестром тоже. А может быть, ты очень мягко сможешь объяснить, потому что ты мягкий. Может, ты весёлый человек — и тогда ты юмором сможешь достичь желаемого. Но если у человека не очень хорошее чувство юмора, а он начнёт шутить перед оркестром, это будет просто нелепо. Я часто слышал, как других учат: «Тебе надо быть более резким». И человек, который этого совершенно не умеет, начинает рявкать и тут же получает в ответ.

— А вы шутите с оркестром?

— Конечно. Но нечасто. Балагурить тоже не надо.

— Изменилось ли ваше отношение к анекдотам про дирижёров с тех пор, как вы перешли из оркестрантов по другую сторону пульта?

— Для оркестрантов часто маленькая отдушина — сочинить анекдот про дирижёра. И есть масса остроумных. И многое в этих анекдотах — правда. Дирижёры сами дают поводы. Так что — нет, не изменилось.

— Скажите, а вы ещё играете на скрипке?

— Чтобы хорошо играть на скрипке, ею надо заниматься всё время. Иначе это только Шерлок Холмс мог.

— Но бросать инструмент — это большая внутренняя боль, по себе знаю! Столько лет...

— Понимаете, я на скрипке хотя и добился больших оркестрантских успехов, у меня были уже непреодолимые технические проблемы. Они шли с самого детства: я много играл в футбол, мало занимался... И возникшие проблемы мне не давали перейти на следующий уровень, я упирался в потолок. Не могу сказать, что так уж сильно скучаю по скрипке, и не думаю, что музыка потеряла в моём лице выдающегося исполнителя. Скрипка по мне не скучает — и правильно делает.

— У вас очень интеллигентная и, наверное, строгая семья. Довольны ли они вами?

— Совсем нестрогая. Просто они все получили очень высокое образование. Они довольны, да. Единственно, бабушка меня критикует, точнее, ворчит, что я участвую в каких-то сомнительных, по её мнению, постановках. Но в принципе, для неё всё, что не в исторических костюмах, сразу становится очень подозрительным.

— А вы сами собой довольны?

— Я? Я вообще не понимаю, что я здесь делаю. Много дирижёров умнее, лучше, веселее, они лучше знают музыку и лучше умеют дирижировать, и руки у них более понятные. Я серьёзно это говорю. Мне до сих пор странно, как это всё получилось.

Алина Циопа, «Невское время»

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.